Блэз
Легкая комедия француза Клода Манье пришлась как нельзя кстати в начале 90-х, когда залы академических российских театров стремительно пустели. В тяжелые, неспокойные времена собрать публику можно было разве что на такой водевиль. Это не значит, что спектакль плох — он поставлен в традициях комедии положений, и, кстати, поставлен качественно.
Блэз — это имя главного героя, талантливого, но бедного художника. Он происходит из аристократической семьи, и потому с ним очень хочет породниться простоватый богатый торговец Карлье. У него дочь-дура на выданье, а холостяку Блэзу отчаянно нужны деньги. Эту сделку придумала возлюбленная Блэза, манекенщица Женевьева, которая параллельно встречается с Карлье. Французская легкость нравов! Женевьева и Блэз полагают, что, женив Блэза на дочери Карлье, они получат деньги и эта авантюра сойдет им с рук. Но в ход истории вмешиваются разного рода обстоятельства, как-то и бывает в комедии положений.
Прежде всего, Блэз снимает шикарную квартиру, чтобы принять в ней семейство Карлье. В квартиру названивают друзья уехавшей хозяйки, и гости начинают сомневаться в том, что Блэз говорит правду. Вместо заказанного в бюро по найму метродотеля является глуповатая простушка Мари. Она вчера приехала из бретанской деревни и совершенно не знает, как сервировать приличный стол. Вообще, Мари со своей непосредственностью то и дело портит Блэзу «игру». В спектакле театра им. Пушкина Мари сыграла актриса Мария Зубарева, да так, что в ее героине можно узнать Фросю Бурлакову. Это такая Мари с отчетливо русскими чертами — сердобольная, самоотверженная, преданная нищему хозяину. Это только кажется, что она дурочка. Мари, например, способна обойти все квартиры в подъезде и продать жильцам партию щеток, тогда как незадачливый художник Блэз за всю свою карьеру торговца продал три штуки… Исполнитель роли Блэза Вадим Ледогоров отлично сыграл недотёпу, ввязавшегося в некрасивую авантюру. Лихо нарисованная в воображении конструкция трещит и разваливается на глазах, неправда выпирает. Блэз хватается руками за воздух, пробует импровизировать — собственно, сражение с непредвиденными обстоятельствами и составляет содержание комедии.
Постановочно спектакль довольно скромный: сцена представляет собой большую гостиную условно «шикарной» квартиры. За драпировками на заднике и по сторонам скрываются «двери» в другие комнаты. Костюмы призваны сообщить зрителям максимально полную информацию о персонажах. Простушка Мари является в длинном сером платье, в очках и с толстенными косами. Мамаша и дочка Карлье, а также дама полусвета Женевьева — в опереточных костюмах с перьями и блестками.
«Блэз» в театре им. Пушкина предвосхитил череду антрепризных спектаклей по легким комедиям. От последовавших постановок он выгодно отличался — надо думать, потому, что сделан был в славном театре силами профессионалов.