Берег
Телевизионная запись спектакля, поставленного по роману Ю. Бондарева
Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):
<…> «Как о значительном театральном событии, говорилось в печати о постановке спектакля по роману Ю.В. Бондарева «Берег» (автор инсценировки — М.Л. Рогачевский). Ставил спектакль В.А. Андреев, это была его первая режиссерская работа в Малом театре. <…> Премьера прошла на основной сцене 24 ноября 1978 года.
Вспоминая свою работу над спектаклем, В. Андреев говорил: «Герои Бондарева — люди чуткие к красоте, они страдают, мыслят, ищут, живут заинтересованно и активно».
События в романе и пьесе разворачиваются весной 1945 года и в послевоенные годы.
В центре спектакля судьба писателя Никитина (В. Коршунов). Все происходящее показано через его восприятие. До какой-то степени антиподом Никитина является другой герой, тоже писатель — Самсонов (Н. Подгорный).
В самом конце войны, оказавшись в перерывах между боями в маленьком немецком городке, Никитин встречает немецкую девушку Эмму (Н. Корниенко) и влюбляется в нее; она отвечает ему взаимностью. Но война продолжается, и любовь, кажется, не имеет перспективы.
Все же Эмма сохранила любовное чувство на протяжении дальнейшей жизни, надеясь на новую встречу. И она произошла через двадцать лет, в ФРГ, куда Никитин приехал, чтобы принять участие в диспуте о современном мире. К тому времени Эмма давно вышла замуж, но память о первой любви сберегла. Что же касается Никитина, то (в спектакле это становилось очевидным) он подчинил чувство рассудку.
Первое действие развертывалось как социально-психологическая драма, второе — как философско-политический диспут. Писатели Никитин и Самсонов участвовали в споре в одном из гамбургских кафе с немецким оппонентом, мастером дискуссии Дицманом, представителем буржуазной идеологии. Организаторы дискуссии полагали, что будут затронуты лишь литературные темы, но диспут перерастает в разговор о войне и мире, об ответственности человека за все происходящее, о различии мировоззрений и невозможности их совместить.
Оппонент Никитина Дицман (В. Кенигсон) задает ему вопрос: «Испытывает ли он, так же как и прежде, ненависть к немецкой нации, которая воевала против России?»
Никитин отвечал, что народ никогда не бывает виноват, но добавлял, что во время четырехлетней войны Россия потеряла двадцать миллионов людей, а Германия восемь. И становилось очевидным, что он не мог простить Германии ее преступлений. Что же касается встречи с Эммой, то она заставляла его вспоминать прошлое, вернуться к годам сражений. И после пролога первый акт игрался как воспроизведение событий в памяти Никитина. <…>
И все же эпизоды, связанные с войной, оказались более интересными, чем те, в которых рассматривались проблемы современной жизни. Сошлемся на критика: «Когда режиссер приходит в первый раз в театр, он берет на вооружение прежде всего то, что составляет признанное достоинство коллектива. В данном случае крепость бытовой основы актерского искусства. Но слишком доверившись этому качеству, В. Андреев не везде нашел выход в нравственную проблему и создал в результате спектакль более интересный в рассказе о прошлом, нежели о сегодняшнем дне».
И в самом деле, достоверно выглядела сцена допроса Эммы и Курта (студент Щепкинского училища О. Штефанко). Убедительными представлялись военные эпизоды в заводском здании. Правдивыми были и характеры старшего сержанта Зыкова (Е. Буренков), умудренного жизнью и особенно войной, трогательного в своей непосредственности рядового Ушатикова (П. Складчиков), комбата Гринатурова (А. Потапов), азартного, что называется, взрывного, но отходчивого, не всегда разбиравшегося в сложных перипетиях войны, особенно на ее заключительном этапе. Все они сохранились в памяти Вадима Никитина, а значит, и зрителей».