Без вины виноватые
Пьеса классика русской драматургии А.Н. Островского — одна из часто встречаемых пьес в репертуаре театров. К ней обращались многие крупные режиссеры: Александр Таиров, Юрий Завадский, Петр Фоменко. Главную роль, провинциальной артистки Елены Ивановны Кручининой, исполняли лучшие актрисы русского театра: звезды Малого театра Гликерия Федотова и Мария Ермолова, примы Александринского театра Пелагея Стрепетова и Мария Савина, главная актриса Камерного театра Алиса Коонен, Вера Марецкая, Юлия Борисова, Татьяна Доронина. В основе сюжета — судьба молодой девушки Любови Отрадиной. Брошенная женихом Муровым ради богатой невесты и потерявшая маленького сына, она, несмотря на выпавшие на ее долю беды, стала известной театральной актрисой. Мелодраматический сюжет у Островского оборачивается историей о силе и стойкости человеческого духа, о жизненных невзгодах, формирующих сильную личность, о душевных страданиях, раскрывающих талант, и о силе искусства, воскрешающей и преображающей человека. Спустя семнадцать лет, после долгих скитаний, в которых Кручинина безуспешно пыталась изжить тоску о сыне и найти себя в новой для нее жизни, она возвращается в родной город и узнает, что после тяжелой болезни ребенок выжил, и был втайне от нее отдан на воспитание чужим людям. Сыном Кручининой оказывается провинциальный актер Григорий Незнамов, служащий в театре ее родного города.
В спектакле Малого театра главную роль исполнила Элина Быстрицкая, снискавшая к тому времени славу одной из ведущих советских актрис после фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон», в котором она исполнила роль казачки Аксиньи. Отрадина-Кручинина Элины Быстрицкой, казалось, вобрала в себя весь жизненный опыт, накопленный за долгий творческий путь самой актрисой. Именно Быстрицкая сумела создать убедительный образ сильной, волевой и независимой женщины, актрисы, для которой актерство — не ремесло, а искусство. Именно о целительной силе искусства, о таланте, раскрываемом ценой больших страданий, говорит Кручинина молодому и обиженному на свою судьбу — брошенного матерью ребенка — актеру Незнамову. В искусстве, как для Быстрицкой, так и для ее героини, на первый план выходят сдержанность, красота и мудрость женщины. Элина Быстрицкая смогла создать свою собственную манеру игры женских образов Островского (в Малом театре она сыграла главные роли в спектаклях «Волки и овцы», «Бешеные деньги»).
Известный театральный критик Борис Алперс писал, что в ее образах были необходимые и так редко достигаемые актрисами «цельность и сложность». И потому самые тяжелые душевные переживания своей героини, вызванные утратами, предательствами и закулисными интригами, Кручинина Быстрицкой переживала молча, стойко, подобно героиням античных трагедий, избегая какой-либо экспрессии, поверхностного накала страстей, и тем очевиднее становилась глубина и подлинность ее страданий. В телеверсии постановки Малого театра зрители могут насладиться испытывающе — долгим и вдумчивым взглядом Кручининой, неторопливостью и в то же время решительной твердостью ее движений, гордой и прямой осанкой в те моменты, когда она узнает об обмане Мурова, когда, проникшись жалостью, дает деньги на новое пальто актеру-скитальцу Шмаге, когда с нежной заботой целует в голову язвительного и колкого Незнамова. В спектакле Малого театра были заняты лучшие мастера: Борис Клюев исполнил роль двуличного, расчетливого хитреца Мурова, Виктор Хохряков — богатого купца Дудукина, располагающего своим спокойствием и уверенностью, Аркадий Смирнов — неудавшегося трагика Шмаги, побитого и потертого жизнью, ставшего театральным комедиантом-скитальцем. На фоне слабых или не в меру уверенных в себе мужчин Кручинина Быстрицкой в спектакле Малого театра становилась главным воплощением силы духа и человеческого достоинства.