Карманный театр
Спектакль поставлен по одноактным пьесам-монологам Жана Кокто: «Равнодушный красавец», «Я ее потерял», «Человеческий голос» (написаны специально для Эдит Пиаф) и пьесе-фантазии Г. Горина «На карнизе» на темы Ж. Кокто в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола.
Фрагмент из книги Жана Кокто «Я работаю с Эдит Пиаф» (1981):
«Я написал для Эдит Пиаф что-то вроде длинного романса-монолога. Без тени литературщины. Женщина говорит и натыкается на китайскую стену газеты, газеты, за которой в зверской тишине укрывается мужчина. «Человеческий голос» был диалогом одного голоса. «Равнодушный красавец» — монолог двух персонажей. Говорить на сцене целые полчаса одной — настоящий подвиг. Она его проделывает с непринужденностью акробатов, которые летают с трапеции на трапецию. Эдит Пиаф позволяет мне наконец-то реализовать мою театральную мечту: текст-повод; пьеса, которая выдвигает актрису на первый план; актриса, которая будто импровизирует свою роль каждый вечер».
Фрагмент интервью Эдит Пиаф в книге «До свиданья, Эдит» (1965):
«Жан Кокто — изумительной души человек. Он был драматургом, поэтом, писателем, художником и актером, один из самых своеобразных представителей французской культуры ХХ века. Он любил актеров, и эти великие актеры покорили Париж, представляя его пьесы в лучших театрах, которые были представлены под общим названием «Карманный театр». Если позволите, то «театр в кармане» я представляю как «театр», который мы можем наблюдать ежедневно: этот «театр» малых личных форм (просто в одной комнате, даже не рассчитан на зрителя) — это наши переживания: любовь, одиночество, тоска, ожидание чуда, нежность, взрыв страсти и отчаяния — вот темы, которые вечны и находятся в наших «карманах».
Фрагмент из документального фильма «Веселый-грустный человек»:
«В 70–80-е не было, пожалуй, в Советском Союзе писателя-сатирика и драматурга популярнее, чем Григорий Горин. Удивительная вещь: один из самых диссидентствующих советских литераторов сумел в годы застоя сделать впечатляющую карьеру. Возможно, причина в том, что против горинской иронии даже цензура и партийные боссы боялись идти в открытую. «Ленком» — главная страница в жизни Григория Горина. Этот театр, по сути, и начался-то с его пьес».
Фрагмент из книги Александра Абдулова «Хочу остаться легендой» (2008):
«Мне интересно играть в спектакле, который я считаю громадным полигоном для проявления своих актерских возможностей. У меня была интересная роль, над которой было интересно работать. Был характер. А разбираться в теориях — это уже дело театроведов… Понимаете, настоящий актер — это губка, которая впитывает все хорошее везде, где может».
Фрагмент из книги Марка Захарова «Суперпрофессия» (2000):
«Свыше четверти века «Ленком» вызывает пристальный интерес как у любителей театрального искусства, так и у нормальных зрителей. Вероятно, это не временный и не случайный успех, в противном случае в театре не сформировалась бы такая разнообразная и любимая зрителями плеяда мастеров. Когда пишу эти строки, как раз подрастает еще одна генерация актеров уже не второго ленкомовского поколения и даже не третьего — похоже, четвертого.
Подозреваю, что Московский театр «Ленком», который я возглавляю, есть театр фантасмагорического, отчасти поэтического мировосприятия. Для меня бесконечно близка и дорога формула Е.Б. Вахтангова — «фантастический реализм».