Мир дому твоему
Премьера спектакля «Мир дому твоему» была приурочена к новоселью. Именно в 1987 году была закончена реконструкция здания в Марьиной Роще, и театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина переехал из Ленинграда в Москву, а театр обрел новое имя — «Сатирикон».
Начал меняться и репертуар. Райкин с доверием относился к поискам молодого поколения, а его сын Константин обещал стать талантливым продолжателем дела отца. В результате два новых московских спектакля — «Лица» (1984) и «Мир дому твоему» (1987) — отличались обновленной стилистикой, сатирические миниатюры соседствовали с пластическими зарисовками, социально-экономическая тематика отходила на задний план, давая возможность вынести на авансцену проблемы простых человеческих отношений.
В новом спектакле Аркадий Райкин, которому к тому времени перевалило за семьдесят, выходил на сцену и вполголоса приглашал зрителей: «Чувствуйте себя как дома». Декорация сцены копировала реальную квартиру Райкина: антикварный стол с лампой и дубовый книжный шкаф, кресла, зеркала в точности воспроизводили предметы жилья артиста. «Все это невозможно было сделать в мастерских — было бы видно, что подделка, и мы с Аркадием Исааковичем ездили по комиссионкам, — вспоминает Алла Кожевникова, оформлявшая постановку. — Как только он заходил в магазин, начинался спектакль. Однажды, увидев живого Райкина, директор магазина — здоровенный дядька — остолбенел и от неожиданности сказал глупость: «Первый раз в жизни вижу вас так близко». «И я первый раз в жизни вижу вас так близко», — ответил Райкин».
За счет камерного сценического решения «Мира дому твоему» фигура артиста словно приближалась к зрителям, открытость сцены заставляла почувствовать предельную искренность и честность всего, о чем рассказывалось в спектакле. Райкин приглашал всех в свой настоящий дом — театр. В этом театре он хозяин. Половина спектакля — это монологи и миниатюры Райкина, изобличающие негативные стороны советской действительности: и мещанство, и коррумпированность, и измена — ничто не ускользает от внимания сатирика, мельчайшие подробности жизни попадают в его поле зрения.
Вот хотя бы одна из сценок: в протоколе одного из партсобраний обсуждается, как в вагоны, не вычищенные после цемента, были загружены персики. «Персик с цементом — это, думаете, сорт такой? Нет… У нас пока загрузят, придет обед, а после обеда — мертвый час… а может и два — в зависимости от принятого на душу населения. А там уже и вечер — не видно ничего. Вот и смешалось». В конце сцены никто уже не способен высказаться — рты у всех зацементированы.Или, к примеру, отец и сын Райкины играют отца и сына. Сынок просит своего отца позвонить влиятельному лицу и отмазать его от распределения в провинцию. «Дай мне воды», — просит Райкин-старший. Младший отвечает: «Вот если останусь, я тебе буду все время воду подносить, а сейчас не дам». Конечно, это нечто большее, чем сатира. Это скорее символ времени, создавшего двуличных людей, забывающих такие понятия, как честь и порядочность.
В книге «Другой Райкин» Ф. Раззаков отмечает: «В спектакле «Мир дому твоему» понятие дома приобретает объемный смысл. Это не только его, Райкина, дом, но и вся страна, наконец, вся планета — огромный, тесный дом. В одном месте хлопнет дверь — в другом отзовется».
Райкин снимает на некоторое время условность эстрады и начинает говорить о важных темах, ставит вопросы почти гамлетовские. В его речи начинает звучать предостережение человечеству, накопившему столько оружия, что Землю можно было бы уничтожить не один раз, а пятнадцать. «Осталась мелочь, — говорит Райкин. — Кто ее хоть однажды восстановит?» «Мир дому твоему» — это последняя работа великого артиста. Аркадий Райкин умер в 1987 году после юбилейного, трехсотого показа спектакля в театре «Сатирикон».