16+

Мятеж

Драма
1980
126 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Экранизация пьесы, написанной по мотивам одноименного романа Д. Фурманова.

Предисловие А.С. Серафимовича к «Мятежу» Дм. Фурманова (собрание сочинений в 4 томах, 1980):

«Мятеж» — это кусок революционной борьбы, подлинный кусок, с мясом, с кровью. Рассказано просто, искренно, честно, правдиво и во многих местах чрезвычайно художественно.

Перед вами встает страна, далекая страна, о которой мало кто знает, — Семиречье: ее степи, горы, ущелья, горные равнины.

Встают живые люди, расслоенные на классы, национальности. Русские крестьяне, казаки, в силу обстановки, созданной царским правительством, жестоко эксплуатирующие киргизов, несчастных, забитых, замученных, темных и бесконечно нищих. Баи, манапы, киргизские кулаки, мироеды, муллы жадной сворой сосут своих единокровных, держат в железных когтях и непроходимой темноте.

И вот в этой богато родящей, пестрой и сложной стране идет революционная борьба, строительство.

Революционная борьба велась в разной обстановке, в разных условиях — у Ледовитого океана, в дымном Петрограде, на черноземных центральных равнинах, на знойном Кавказе и в Крыму, в далеком, полном ярких восточных красок Туркестане.

И всюду партия, наша РКП, проявила удивительную приспособленность, гибкость, учет окружающей обстановки, исходя всегда из основных своих, незыблемых коммунистических положений, — и этим победила.

В «Мятеже» удивительно правдиво и ярко даны эти свойства партии в обстановке полуэкзотической, совершенно отличной от нашей российской, не говоря уж об обстановке промышленных городов, где рождалась, росла и крепла партия. Оттого эта книга может многому научить.

Читается с захватывающим интересом, хотя в ней строго вставлены подлинные документы, приказы». <…>

Из интервью актера и режиссера Всеволода Шиловского радиостанции «Маяк»:

— Отчего актеры занимаются режиссурой? <…>

— Вы знаете, я не знаю, почему актеры идут в режиссеры. Потому что я начал режиссурой заниматься, когда меня пригласили сразу же после окончания школы-студии, чего-то они увидели там, на педагогическую деятельность в школу-студию МХАТ. И я там уже начал ставить со студентами, и первый мой спектакль был «Медея», который увидел Виктор Яковлевич Станицын, ну это действительно великий художник, и актер, и режиссер, любимый ученик Станиславского и Немировича, он сказал: «Юное дарование, поди-ка сюда, будешь работать со мной».

И вот он мне дал крылья. Обычно сидят ассистенты годами за спиной мастера. На первых трех репетициях я посидел, спектакль «Единственный свидетель», на сцене Степанова, Чернов, Муравьев — потрясающие актеры. И вдруг он говорит: «Юное дарование, ты долго будешь за спиной-то сидеть?» Я говорю: «Виктор Яковлевич, ну как же это?» — «Ничего, я сейчас кофейку пойду попью, а ты вот разбери-ка эту сценочку, деточка моя, чего так сидеть-то, полоскаться?» И ушел. У меня ножки так ватные стали, я начал чего-то бормотать, там строить сцену, большую сцену. Он через часа полтора приходит и говорит: «Ну, давайте посмотрим, чего там получилось-то?»

Они ему прогнали все. И он так через паузу сказал: «Черт его знает что. Я хотел так построить, а юное дарование меня перебило. Значит, эту сцену пропускаем и идем дальше». Через пять минут весь МХАТ знал, что сцену целую Шиловский построил, хотя это был чисто педагогический, так сказать, ход. Но это уже крылья. А уж когда в «Мудреце», через три репетиции его рванул глубокий, мощный инфаркт — я думал, ну, так сказать… А там все старики были: и Тарасова, и Мосальский, и Прудкин, Яншин, Комиссаров, Зуева, Стриженов, Пилявская, то есть мощнейший состав. И вдруг меня вызывает директор, я приезжаю, меня вводят в любимую студию Немировича, и вот Виктора Яковлевича Станицына, моего учителя. Сидят все полукругом, эти великие. А я говорю: «А я-то при чем?» «Садись, понимаешь ли», — сказал директор.

Я сел. Он залез в карман, вытащил письмо и прочитал: «Дорогие мои, смею вас называть так, потому что прослужил с вами 50 или 60 лет, поэтому хочу попросить вас довериться моему ученику Севе Шиловскому и под его началом выпустить этот спектакль. Надеюсь, он будет готов к моему возвращению из больницы». Я так чуть-чуть присел, ноги ослабли, и вдруг первая реплика, Яншин: «Это что же, это он нас будет тренировать?» И защитница моя, с которой я уже дружил, Настасья Платоновна Зуева, тут же, без паузы ответила: «Ты знаешь, Мишка, ты еще под этими тренировками-то и похудаешь».

И начались тренировки. Как на бой, на каждую репетицию. И вот когда я весь спектакль в гримах и костюмах сдал вернувшемуся, к счастью, из больницы Станицыну, он похудевший, красивый, в бабочке, хорошо пахнущий, посмотрел весь спектакль, а потом сказал: «Все в зал». А артисты, его величество, это же нищие, после каждой сыгранной роли они смотрят, как нищие за подаянием: ну, что? Он встал спиной к суфлерской будке, посмотрел на всех и говорит: «Ну, что я могу сказать?» Все так: ах! «Я могу вас поздравить: в Художественном театре родился режиссер Всеволод… Как тебя по отчеству-то?» Я говорю: «Николаевич». <…>

В ролях: Александр Михайлов, Николай Засухин, Юрий Пузырёв, Николай Алексеев, Юрий Богатырев, Лев Золотухин, Георгий Епифанцев, Галина Киндинова, Виталий Беляков, Борис Борисов, Вячеслав Жолобов, Николай Болотов, Михаил Лобанов, Наталья Головко, Пётр Чернов, Геннадий Кочкожаров и другие
Режиссер: Всеволод Шиловский

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна