Алые паруса
Творчество А. Грина, пронизанное верой в светлую, героическую природу человека, не раз становилось настоящим ориентиром для многих художников. Повесть «Алые паруса» нашла отражение в картинах, кинофильмах, театральных постановках, музыкальных композициях.
Пленительную и сказочную книгу Грин задумал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал ночлег у случайных, полузнакомых людей. Интересно, что для композитора Большого театра В. Юровского обращение к романтической тематике повести Грина произошло в не менее сложный период: именно в это время, в 1942 году, Большой театр, в котором работал композитор, был эвакуирован в Куйбышев. Несмотря на трудности, театр не прекратил работу.
Премьера балета «Алые паруса» состоялась 30 декабря 1942 года. Спектакль стал тем необходимым призывом к жизни, которого так часто не хватало в суровых военных буднях. По воспоминаниям выдающегося танцовщика А. Мессерера: «…в то тяжкое время люди испытывали особую потребность в балете светлого, романтического плана. А музыка Юровского, с ее широким симфоническим повествованием, с ее яркими лейтмотивами и характеристиками, несла идею жизнеутверждения и человечности». В газете «Правда» была опубликована рецензия Д.Д. Шостаковича, в которой спектаклю была дана высокая оценка.
Балет не был забыт и в последующие годы: в 1964 году ставился в Ташкенте, в 1984 году — в Москве на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в новой редакции В. Юровского (постановщик — Г. Майоров). В том же 1984 году «Алые паруса» включили в репертуар Детского музыкального театра им. Н. Сац, и произведение Грина наполнилось новыми красками. В постановке Бориса Ляпаева каждый спектакль становился волшебным, сказочным действием. По поводу премьеры спектакля «Алые паруса» Г. Иноземцева в журнале «Советский балет» отметила, что манере Ляпаева «…свойственна широкая палитра красок от возвышенной патетики до острой, почти гротесковой комедийности, от приподнятости романтической притчи до жанровой конкретности реальной были, богатой красочными житейскими подробностями и деталями». С этим спектаклем, специально переименованным в «Паруса Надежды», Театр Натальи Ильиничны Сац побывал на гастролях в Италии и ФРГ, собирая везде положительные отзывы: «…Не только юные, все взрослые были очарованы этим выступлением». («Маннгеймер Морген», 02.04.86).
Перед зрителем возникает образное полотно, наполненное романтической атмосферой, которая никого не оставляет равнодушным. В момент появления корабля с алыми парусами мы становимся участниками завораживающего действия — чудесного осуществления мечты юной Ассоль. Сам Ляпаев так формулировал свои творческие принципы: «…ребенок на спектакле должен сопереживать. Иначе через пятнадцать минут его внимание истощится, и он будет потерянным для нас зрителем. Ему нужна драматургия, образная игра актеров, калейдоскопичность, дивертисментность номеров. И, конечно, зрелищность спектакля. Все это держит его внимание. Дети понимают балет, но… если названные условия соблюдены». Спектакль «Алые паруса» вместе с «Синей птицей» и «Золушкой» входит в балетный триптих Б. Ляпаева.