16+

Ромео и Джульетта

1992
120 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
4 части

У одного из самых популярных балетов XX столетия трудная сценическая судьба, и сейчас в это трудно поверить, но он мог и не увидеть свет.

Весной 1936 года композитор Сергей Прокофьев вернулся из эмиграции в Россию и обосновался в Москве. В том же году он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан музыканту в 1934-м дирекцией ленинградского театра им. Кирова. Тему композитору подсказал известный шекспировед, в то время художественный руководитель театра Сергей Радлов. Прокофьев, вдохновленный бессмертной шекспировской историей, приступил к работе, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом Адрианом Пиотровским. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый финал.

4 октября 1936 года Прокофьев исполнил произведение в Бетховенском зале Большого театра, но среди зрителей музыка вызвала недоумение. К тому же незадолго до премьеры в газете «Правда» вышли статьи с симптоматичными заголовками «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», критикующие творчество соответственно Шостаковича и Прокофьева. Руководство сочло произведение непригодным для балета и решило отказаться от постановки.

Балет все же был поставлен, но не в Советском Союзе, а в чехословацком городе Брно знаменитым хореографом Иво Псота, которого за легкость, с которой он создавал свои хореографические произведения, прозвали «Моцарт балета». Премьера в Брно прошла с ошеломительным успехом, и тогда в декабре 1938 года в Государственном театре оперы и балета им. Кирова решили возобновить попытки поставить балет на музыку Прокофьева.

За реализацию проекта взялся советский балетмейстер Леонид Лавровский. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку Рубинштейна и Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Лавровский совместно с композитором доработал либретто, вернув канонический шекспировский трагический финал. Постановка «Ромео и Джульетты» стала вершиной творчества балетмейстера.

Премьера состоялась 11 января 1940 года. Художник-постановщик Петр Вильямс сумел точно передать атмосферу эпохи итальянского Ренессанса, по свидетельству современников, он изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже, а Лавровский углубился в исторический материал, в частности, нашел описание оригинального английского танца XVI века. Так в канве прокофьевского балета появился знаменитый «Танец с подушечкой».

Работа над постановкой шла сложно. Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим в основном не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Однако стараниями Лавровского все недоразумения были улажены, противоречия сняты, и эта постановка стала классикой советского и мирового балета. В партии Джульетты блистала Галина Уланова, Ромео исполнял Константин Сергеев. В 1946 году «Ромео и Джульетта» был включен в репертуар Большого театра.

В 1979 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович и театральный художник и сценограф Симон Вирсаладзе создали свою версию прокофьевского балета (к тому времени уже никто не считал музыку Прокофьева непригодной). Григорович вернул к жизни отвергнутую изначально партитуру 1936 года, в которой обнаружились музыкальные фрагменты, никогда ранее не звучавшие. Дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис оркестровал три новых музыкальных куска, которые вошли в постановку, дополнив композиторский замысел. Роль Джульетты в постановке Григоровича исполнила любимая балерина хореографа Наталия Бессмертнова (затем Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили и др.), Ромео — Вячеслав Гордеев (затем Александр Богатырев, Ирек Мухаммедов, Андрис Лиепа и др.). Спектакль благополучно дожил до нашего времени и до сих пор идет на сцене Большого театра, как и балет Л. Лавровского на сцене Мариинского театра.

Через два года после премьеры балета Ю. Григоровича хореографическая фантазия на музыку С. Прокофьева была поставлена в Государственном академическом театре классического балета, известного во всем мире как «Московский классический балет». Театр был создан в 1966 году Игорем Моисеевым и назывался Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». В репертуаре театра были одноактные балеты и хореографические миниатюры.

Когда художественное руководство коллективом перешло к Владимиру Василеву, а главным балетмейстером стала его супруга Наталия Касаткина, репертуар начал меняться — вместо концертных программ и одноактных балетов ставятся полномасштабные спектакли.

В 1971 году Василев и Касаткина создали либретто и осуществили постановку балета «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева. В свое время их много критиковали за «слишком» авторское прочтение хрестоматийных произведений. Премьера состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Дирижер Геннадий Рождественский восстановил авторскую партитуру композитора, измененную для Большого театра. Художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили сделал декорации к спектаклю лаконичными, в приглушенных тонах, дополнив их световым оформлением. Во многих сценах герои трагедии оказываются в практически пустом пространстве, внимание на них акцентируется направленными световыми лучами, что создает особое напряжение. Костюмы соответствуют эпохе Средневековья и напоминают о нарядыах жителей Вероны той поры. Образы главных героев дополнены характерными второстепенными персонажами, по словам Н. Касаткиной, «нас одинаково привлекали и романтические образы главных героев балета, и жанровые фигуры слуг, и гротескные персонажи народного карнавала, словом, Верона крупным планом». Впервые спектакль был показан в Новосибирском театре оперы и балета. Премьера московской постановки состоялась 3 апреля 1981 года под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», партию Ромео исполнял Станислав Исаев, Джульетты — народная артистка России Екатерина Максимова.

Режиссеры: Наталья Касаткина, Владимир Василёв
В ролях: Владимир Малахов, Александр Горбацевич, Валерия Цой, Валерий Трофимчук и другие

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна