Шекспир — человек театра
Алексей Бартошевич — доктор искусствоведения, театровед, театральный критик, профессор, заведующий кафедры истории зарубежного театра Российской академии театрального искусства ГИТИС, председатель Шекспировской комиссии и заведующий отделением Института искусствознания, член исполкома Международной шекспировской ассоциации. Алексей Бартошевич написал монографию об английском драматурге и сценической судьбе его пьес в театрах разных эпох.
Лектор рассказывает о своем видении драматургии Шекспира. Он считает, что театр тех лет был ориентирован в основном на зрителя-современника. По мнению лектора, Шекспир писал пьесы для актеров театра «Глобус» и публики, которая смотрела его спектакли. Но мог ли театр тех далеких времен передать глубину его произведений? Могла ли публика «Глобуса» понять и оценить эти пьесы? Об этом рассуждает в лекции Алексей Бартошевич.
«Театр «Глобус» был некоммерческий. Труппа Шекспира существовала на те деньги, что платили полуграмотные, темные люди, которые должны были выстоять на ногах под дождем (если дождь был, а такое в Лондоне случалось) 2,5–3 часа. Для этих полуграмотных людей написан «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Буря». Совершенно неверно представлять себе Шекспира в качестве какого-то одинокого кабинетного гения-затворника, который презирает толпу, заполняющую его театр, а пишет прямо для потомков, обращаясь к ним. Это — романтическая иллюзия».
В лекции использованы отрывки из фильма Лоуренса Оливье «Историческая хроника короля Генриха V», зарисовки и схемы театра «Глобус» конца XVI века, фотографии заново воссозданного здания театра в Лондоне, снимки первых печатных изданий пьес Шекспира.