Современная хореография в России. Танец и небалет
Лейла Гучмазова: «На фоне московского концептуализма выросли наши первые «цветы зла». Саша Пепеляев и люди, которые вокруг него в ту пору «росли». Почему я специально хочу «потоптаться» на московской истории, потому что она хороша наличием таких «родовых пятен» российского современного танца. На первых порах он был… юношеским. Литературоцентричен. Вот эта литературоцентричность осталась очень важной. Может быть, это родовая травма, свойственная нашей культуре… Но современный танец в Москве, он как-то долгие годы оглядывался на литературу. Современный танец в Москве с самых своих начальных проявлений — 1986, 1987 год — это ни много ни мало — Франц Кафка. Да? На минуточку. Франц Кафка, которого танцуют. Дальше больше — это Виктор Ерофеев (не Венедикт, а Виктор Ерофеев), чью повесть ставили в виде данс-спектакля. И это Рубинштейн, которого тоже превращали в танцевальный спектакль…»
Лейла Гучмазова, журналист и балетный критик, член жюри фестиваля «Золотая маска», приглашенный лектор МГУ им. Ломоносова.