Музыкальная медиевистика
Музыкальная медиевистика: современный взгляд на проблему соотношения и взаимодействия светского и церковного музыкального искусства в Средние века. Искусство менестрелей.
Николай Тарасевич — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, автор научных трудов по теории и истории музыки позднего Средневековья и Ренессанса.
Музыкальная жизнь Средневековья разнообразна и, помимо «официального» церковного искусства, представлена также искусством светским и народным. Одноголосное церковное искусство в эпоху Средневековья представлено григорианским хоралом — обширным сводом напевов, распределенных в пределах церковного года: псалмами, гимнами, секвенциями, тропами, аллилуйями, коммунио, офферториями и прочими «первичными» жанрами. Среди многоголосных жанров Западной Европы IX–XIII веков наибольшее распространение получили органум, кондукт, клаузула и мотет. В XIV веке к ним прибавились баллада, баллата, рондо, виреле, ле. Система жанров светской песенной лирики, характеризующихся генетической связью с фольклором и устным типом творчества, включала пастурели, альбы, любовные песни, песни-прения, песни Крестовых походов, сирвенты, ле и др. Главными действующими лицами светской песенной лирики эпохи Средневековья явились менестрели: труверы, жонглеры, шпильманы, миннезингеры.
Лекция записана в ноябре 2012 года.