Свадьба с генералом
Чеховская «Свадьба» по сути своей является фарсом — ироничным, остроумным и веселым водевилем: угентающе-занудный Эпаминонд Максимович Апломбов женится на прелестной дочери отставного коллежского регистратора Дашеньке и ставит условие — на их свадьбе пренепременно должен присутствовать настоящий генерал! За наличие на торжестве «настоящего генерала» была заплачена четвертная. Однако «чин» оказался мнимым, а деньги присвоил плутоватый посредник — агент страхового общества и друг семейства — Андрей Андреевич Нюнин.
Режиссер же Владимир Чигишев, создавая свой спектакль «Свадьба с генералом», приуроченный к 150-летию драматурга, добавил действу ностальгические нотки. В основу постановки он положил ход, позволяющий как актерам, так и зрителям слегка дистанцироваться от происходящего. И ход этот — стилизация под дореволюционное кино, снятое одним планом.
Режиссер показывает зрителям звуковое кино, как будто снятое на заре кинематографа. Его идею подчеркивает и художественное оформление спектакля, авторство которого также принадлежит Чигишеву, — все на сцене от сценографии до костюмов актеров выдержано в строгих черно-белых тонах. Немного декаданса в гриме, коричневая помада, большие черные печальные глаза, нарисованные усы — все сочетается, ничего лишнего.
Спектакль начинается под звуки, производимые стареньким кинопроектором и сопровождаемые легкими импровизациями тапера. «Картинка» дрожит, мимика персонажей гротескно преувеличена, они суетливо дёргаются, словно плёнку пустили ускоренно. Эти изломанные черно-белые фигуры, «дерганные» движения под стрекот киноаппарата, гипертрофированные «немые» страсти, рваная, почти механическая музыка (Юрий Чаплин) и трагически горький, черно-белый же скачущий танец, вихрем ужаса проносящийся по сцене (хореограф — Людмила Чигишева), — хорошо передают трагикомичность рассказов Чехова.
Ведь на нить сюжета, образованную «Свадьбой», в спектакле нанизаны и другие чеховские истории: скромной гувернантки Юлии Васильевны из «Размазни», нравоучения родителей девицы Подзатылкиной из рассказа «Перед свадьбой», диалог мужа и жены из рассказа «Ушла», — своеобразное собрание ничтожных характеров, где нет ни одного достойного.
Вот разве что капитан второго ранга Ревунов-Караулов (Вячеслав Казанцев), чьим появлением в засаленной шинели со щукой в руке, завернутой в газету «Колоколъ» и открывается действие. А проникновенный монолог актера в финале очень ярко демонстрирует зрителю трагедию человека, да и общества, состоящего из таких вот «человеков», у которого больше нет идеалов, которое ни во что не верит.
Хороша и Алсу Густова в роли Змеюкиной — этой яркой, вызывающей красавицы. Причем порой кажется, что водевильная маска тесна актрисе, что ее темперамент требует чего-то большего, чего-то менее однопланового и характерного.
Вообще, чувствуется удовольствие, с которым артисты произносят чеховский текст. Практически у каждого есть собственное комическое соло, да и «хоровое» опьянение удается весьма хорошо. Здесь нет ни главных и второстепенных героев — каждый персонаж комедии представляет собой яркий, неповторимый характер и колоритный образ. Запоминаются не только Ревунов-Караулов и Змеюкина. Интересно и живо сыгран грек Дымба (Александр Кокурин), обернувшийся в спектакле Чигишева на удивление сильным и спокойным персонажем — своеобразным «авторитетом». Очаровательна и Любочка (Мария Лазукова), чья искренность чудесно гармонирует с некоторой профессиональной неопытностью актрисы. Лучистая, светлая, несмотря на то, что слов ей по роли почти не досталось, Лазуктова, успела запомниться зрителю. Надменный капризный молодой супруг с говорящей фамилией Апломбов (Ильфат Садыков) постоянно твердит о приданом и собственной гордости, перекосив лицо, чтобы удержать монокль. Образ, созданный актером оказался настолько же противным, скучным и смешным, насколько точным и острохарактерным был на сцене сам актер.
Спектакль движется динамично: артисты громко ораторствуют, смеются, плачут, играют на гитаре, поют, танцуют, широкими жестами иллюстрируют речь. Безудержные пляски, острый юмор, колкие диалоги — позволяют принимать постановку «на одном дыхании», чему способствует и тот факт, что спектакль Чигишева укладывается всего в одно действие.
«Свадьба с генералом» — спектакль о парадоксальном и трагикомичном мире, где любовь, радость, красота обратились в скверную пародию на самих себя.