Сказки старого Арбата
Крупнейший советский драматург А.Н. Арбузов реабилитировал жанр мелодрамы. Одна из его лучших мелодрам «Сказки старого Арбата» была поставлена в 1972 году в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени Пушкина режиссером А.А. Музилем, человеком большой культуры и в этом спектакле слегка ностальгирующим по эпохе крупных личностей. Впрочем, эта ностальгирующая нотка есть и в пьесе, в которой ее герой, кукольных дел мастер Балясников в молодости «был актером у Мейерхольда, дружил с молодыми Кукрыниксами, его чуть не избил Всеволод Вишневский, а Володя Маяковский сломал кий, играя со мной в бильярд».
Балясникова, «превосходного человека лет 60» играет Бруно Фрейндлих, — первый исполнитель Гамлета в переводе Пастернака и множества классических серьезных ролей. И вот неожиданная встреча с мелодрамой, в которой раскрылись новые грани его таланта.
Спектакль поэтично рассказывает о важнейшем моменте жизни Балясникова, к которому почти на склоне лет явились и «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Фрейндлих заостряет эту ситуацию: впервые пришедшая к нему истинная любовь дает ему огромный творческий импульс. Актер показал талантливого художника, который, при всех жизненных ошибках, строг и честен к своему труду. Он, относится к своим куклам, как к детям. В сущности, куклы и есть его дети — плод его фантазии, труда, мастерства. Фрейндлих разговаривает с ними, как с живыми: хвалит одних, урезонивает других. Этого он недодал своему сыну Кузьме, который, став взрослым, показывает свою независимость от отца, хотя в профессии пошел по его стезе.
Герой Фрейндлиха эксцентричен и раним. Когда он переживает минуты истинного счастья, вспоминается другая пушкинская строка «и может быть на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Фрейндлих играет художника, натуру творческую. Не сложившаяся личная жизнь этого элегантного красивого человека, перед которым, казалось бы, трудно устоять, — приношение искусству. Балясников — протагонист, но его характер не раскрылся бы столь полно, если бы не его партнеры Ю.В. Толубеев и А.Ф. Борисов. Толубеев играет, «подручного Балясникова, а также его тихого преданного друга». Как большой артист Толубеев подчеркивает в своем герое творческое начало. Иначе разве мог быть он другом Балясникова! Подручный дает жизнь куклам, в нем чувствуется рукастый мастеровой, который может сделать все. Теперь, потеряв жену, он неразлучен с Балясниковым. Этих одиноких мужчин связывает трогательная дружба. А у сына Балясникова Кузьмы, росшего без отца, теперь два отца. Отец и сын постоянно находятся в конфликте, но конфликте творческом. За обидными тирадами, которыми они обмениваются, чувствуется любовь и восхищение друг другом.
В старой арбатской квартире неожиданно появляется новый персонаж — Толстячок, которого играет А.Ф. Борисов. Прозаического вида, с авоськой и в старомодной шляпе он вдруг рассказывает совершенно незнакомым людям свою драматическую историю, замечательно, с большим юмором написанную Арбузовым и блистательно сыгранными тремя мастерами. Борисов, играя приезжего из Гдова, поверяет свою печаль, нутром чувствуя, что эти двое его поймут. У жены родился сын, и он рад этому, хотя жена его бросила пять лет назад и ушла к другому. Печаль повисает после этого признания в огромном кабинете, когда с такой неизбывной грустью Толстячок произносит: «Очень хочется, чтобы тебя сопровождали. Невесело одному». Невесело и его собеседникам по этой же причине. Состояние Толстячка — одна из вариаций состояния души и Балясникова — Фрейндлиха и Блохина — Толубеева. Балясников увидел в неказистом Толстячке возвышенный характер. Когда он несколько раз называет Толстячка романтиком, то в это нельзя не поверить.
Фрейндлих удивительно тонко проводит сцену с Виктошей, показавшейся ему той, кого он ждал всю жизнь. Это их духовное сближение, и в этот миг Балясников верит, что поймал синюю птицу счастья. Актриса Н. Максимова оказывается достойной партнершей Фрейндлиха, потому что общение с таким человеком для нее, молоденькой девушки, актрисы и ее героини, оказывается счастьем. Он читает стихи Тютчева так, что понятно — это не только любимые им строки, они всегда с ним. Они — источник душевных сил, а в эти минуты — залог будущего счастья, наконец, им обретенного. Все богатство его натуры проявляется в финальных сценах, когда он поймет, что любовь его безответна, и единственное, что никогда ему не изменит — его призвание. Его куклы к новому спектаклю признаны лучшими. В этот момент в нем перемешиваются боль, мука, горечь с гордостью за свое искусство, и вся эта сложнейшая гамма чувств выливается в единственной фразе, обращенной к старому другу Блохину — Толубееву: «Мне грустно и легко, Блохин, печаль моя удивительно светла». Нарушенная пушкинская строка, в глубокой задумчивости произносимая артистом, знаменует мудрость, которая, наконец, к нему пришла, но не превратила в старика.
Неумный фантазер, сочинитель сказок для себя, кукольных дел мастер предстал в трактовке Фрейндлиха крупной человеческой личностью. Создавая портрет художника, Фрейндлих вложил в него свое личное, сокровенное, отчего образ получился живым и запоминающимся. Фрейндлих прочел страницу жизни своего героя как философско-поэтическое обобщение человеческой жизни.
Участие в спектакле с такими мастерами молодых актеров В. Семеновского (Кузьма) и Н. Максимовой (Виктоша) помогло им сделать дальнейший шаг в профессии.
Режиссура А.А. Музиля, всегда отличающаяся тщательной психологической проработкой характеров, в этом спектакле особенно точна, и молодые актеры смогли соответствовать мастерам.