Воскресение Лазаря
Спектакль создан по мотивам романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Инсценируя главы романа, постановщик спектакля Борис Мильграм пытается осмыслить и донести до зрителя проблемы, поднятые Достоевским в его великом произведении.
Спектакль состоит из пяти разрозненных глав «Преступления и наказания». Каждый эпизод решен по-своему и не без оригинальности, интересно и нетрадиционно обыграны хрестоматийные герои Достоевского, одетые художником Юрием Хариковым в фантастические костюмы. Раскольниковых тут два (в программке все актеры принципиально записаны как исполнители, без указания ролей), ни в одном из них нельзя заподозрить убийцу, и ходят они то в щегольских плащах и широкополой шляпе, то в латах, как у принца Датского. Порфирий Петрович, пузатый добряк, наигрывает что-то веселенькое на пианино и носит зеленое лягушкообразное трико. Похожая на мышку Соня движется, как механическая кукла, а во время решительного объяснения с Раскольниковым танцует с ним танго. Эммануил Виторган в роли Свидригайлова в этой компании смотрится неожиданно и вносит в спектакль элементы нормального театра, позволяя зрителям посмеяться и немного расслабиться после сцены «Поминок», о которой надо сказать более подробно.
Ее инсценировка принадлежит Жене Унгард, и ради этого спектакля в спектакле зрителям приходится перейти в другую часть зала, отгороженную занавесом от основной. Там разворачивается некое далекое от романа действо с участием группы известного музыканта Владимира Чекасина, в котором свинги Катерины Ивановны перемежаются джазовыми импровизациями, русскими народными куплетами и выступлениями детей из музыкальной школы.
Спектакль «Воскресение Лазаря» по Достоевскому, что называется, — не для всех. Что это? Агрессивное, бравурное, в рваных диссонансных джазовых ритмах действо, которое проповедует Евангелие и одновременно низвергает вниз — в клоаку и смрад. Разношерстное, разнохарактерное зрелище, где очищенные от быта, приподнятые балетные мизансцены чередуются с атакующим резким перформансом.
Этот спектакль настойчиво требует от зрителей соучастия. В нем есть что-то протестное, альтернативное. Не случайно Борис Мильграм — ученик Анатолия Васильева. Не случайно сорежиссером спектакля стал известный джазмен Владимир Чекасин, представлявший альтернативное искусство 70–80-х годов. Спектакль «Воскресение Лазаря» генетически и духовно близок той эпохе, разница только в том, что тогда протест был облечен в социальные формы. Сегодня он — акция эмоциональная.
Людмила Дребнева в роли Катерины Ивановны покоряет. Она ведет роль в сопровождении джазовых музыкантов Владимира Чекасина и своей страстью напоминает великих джазовых исполнительниц. Толпа странно одетых персонажей с фенечками и примочками, в которых есть что-то арбатское и вместе с тем диссидентское, изображает гостей на поминках. Жужжит, улюлюкает, распевает частушки в джазовой обработке, издает резкие, оглушающие звуки, ведет себя крайне агрессивно. Этой толпе Катерина Ивановна посылает свои проклятия, негодуя от вида чванливых сытых морд. Умирает она с утробным стоном «Надорвалась», и ее смерть сопровождает полнозвучный классический романс на лермонтовские стихи, который исполняет маленькая девочка.
Мир, представленный в этом спектакле, огромен, разорван и разноязык. В нем умещается все. Духовность и клоака. Святой Лазарь и сытая, благообразная буржуазность. Убежденная внутренняя вера Сони (Ирины Максимкиной) и претензии на исключительность и гениальность Раскольникова, которого тут играют два актера — Александр Жигалкин и Эдуард Радзюкевич. Цинизм Свидригайлова (Эммануил Виторган и Михаил Жигалов) и наивная беззащитность Дуни (Ольга Понизова).
Отчего, кстати, в этом «Воскресении» двое Свидригайловых и двое Раскольниковых? Очень просто: режиссер не хочет все сводить к конкретным характерам или личностным особенностям. Идеи Раскольникова и Свидригайлова являются всеобщими и принадлежат каждому, даже самому случайному прохожему, выхваченному из толпы.