На всякого мудреца довольно простоты
Одну из самых известных комедий Александра Николаевича Островского поставил молодой режиссер Сергей Морозов. Это не первая его работа во владимирском драматическом театре, он поставил здесь еще два спектакля, и оба — из классики: «Свадьба Кречинского» и «Ревизор».
Сергей Морозов — выходец из театральной семьи, родился в 1977 году в Челябинске в семье театрального режиссера Анатолия Афанасьевича Морозова; его дядя — народный артист России, главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии Борис Афанасьевич Морозов. В 1999 году Сергей Морозов окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства, курс Семена Яковлевича Спивака. В течение семи лет был главным режиссером Костромского драматического театра имени А.Н. Островского. В 2007 году был приглашен на должность главного режиссера, а затем художественного руководителя в Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского. За его плечами более 40 постановок в различных городах России и зарубежных странах. Участник и лауреат многих Всероссийских и Международных театральных фестивалей. В настоящее время возглавляет Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова.
Островский за свою жизнь написал около 50 пьес, но «На всякого мудреца довольно простоты» — одна из самых любимых и популярных у современных режиссеров. Человек, страстно стремящийся к благополучию и готовый ради этого совершить безнравственные поступки, увы, — герой любого времени, в том числе и нашего.
По словам режиссера, «эта пьеса может быть заставит хотя бы на какое-то время задуматься молодых людей и девушек. „Я буду грешить и каяться“, — это просто лозунг жизни целого поколения. Ужасный и страшный, особенно в том контексте, в котором это произносится в пьесе Островского».
Роль Егора Глумова играет как раз представитель молодого поколения, которому, в общем, и посвящает режиссер свой спектакль.
Умный, талантливый молодой человек, Егор Дмитриевич Глумов, утомленный бедностью и неустроенностью, принимает нелегкое решение — ради карьеры податься " в Молчалины" — где-то лестью, где-то угождением, где-то интрижкой с любвеобильной супругой влиятельного туза, где-то подкупом, взятками устроиться на теплое местечко и, конечно же, выгодно жениться. Главная проблема лишь в том, что он очень неглуп, слишком уж тщеславен, «не в меру» горд. Чтобы как-то утешить свое воспалённое самолюбие, Глумов решает вести дневник — дабы отводить душу, издеваясь над тупостью высокопоставленного чиновничества, алчностью или сластолюбием тех, с чьей помощью он намерен ускорить свой подъем по общественной лестнице. И поначалу всё складывает чрезвычайно удачно. Резвясь, играючи, «глумясь» и потешаясь, он довольно быстро движется к намеченной цели, производя даже некий фурор в высшем обществе. Хотя ослепленный фейерверком своих успехов Глумов упускает из виду, что не только он пристально и надменно наблюдает общество, но и общество с любопытством приглядывается к нему. Однажды едкий, саркастичный дневник Глумова случайно попадает в руки одной из самых влиятельных его покровительниц! Что же ждет наглеца? Неминуемая катастрофа? Или…
В определении жанра спектакля режиссер неоднозначен: «Если говорить о том, что это трагедия, то да, это трагедия, это комедия — да, это комедия, это фарс — да, это фарс, это любовная история — нет, это не любовная история. Потому что эти люди именно этого общество лишены любви, и этим, как мне кажется, очень обеднили свою жизнь».
Говоря о времени действия, Сергей Морозов отмечает, что намеренно старался уйти от конкретики: «Мы попытались найти ход, который не переводил бы пьесу в конкретную дату — 1970-ый год или 2012-ый. Нет. Это есть то некое время, потому что история повторяется, проблемы те же самые, и в наше время они приобретают еще большую актуальность, чем даже некоторое время назад. Поэтому и костюмы у нас решены вне времени, вне конкретной исторической эпохи. Жаркий пульс, биение его в этой пьесе позволило нам найти такой необычный музыкальный ход, поэтому пьеса будет называться «Карьера в ритме танго». Действительно, весь спектакль сопровождают страстные мотивы танго, музыка, в свою очередь диктует пластический рисунок. Критики высоко оценили работу актерский ансамбль: в спектакле заняты и народные артисты, и молодая часть труппы театра.
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» стал участником VI Межрегионального театрального фестиваля им. Николая Рыбакова в Тамбове и получил диплом «За лучший актерский ансамбль». Народного артиста России Николая Горохова премировали «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России», а Народную артистку России Галину Иванову признали лучшей актрисой фестиваля. Исполнитель роли Глумова Александр Аладышев вручили специальный диплом Союза театральных деятелей России «Надежда Союза».