16+

На всякого мудреца довольно простоты

Комедия
2011
145 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Одну из самых известных комедий Александра Николаевича Островского поставил молодой режиссер Сергей Морозов. Это не первая его работа во владимирском драматическом театре, он поставил здесь еще два спектакля, и оба — из классики: «Свадьба Кречинского» и «Ревизор».

Сергей Морозов — выходец из театральной семьи, родился в 1977 году в Челябинске в семье театрального режиссера Анатолия Афанасьевича Морозова; его дядя — народный артист России, главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии Борис Афанасьевич Морозов. В 1999 году Сергей Морозов окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства, курс Семена Яковлевича Спивака. В течение семи лет был главным режиссером Костромского драматического театра имени А.Н. Островского. В 2007 году был приглашен на должность главного режиссера, а затем художественного руководителя в Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского. За его плечами более 40 постановок в различных городах России и зарубежных странах. Участник и лауреат многих Всероссийских и Международных театральных фестивалей. В настоящее время возглавляет Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова.

Островский за свою жизнь написал около 50 пьес, но «На всякого мудреца довольно простоты» — одна из самых любимых и популярных у современных режиссеров. Человек, страстно стремящийся к благополучию и готовый ради этого совершить безнравственные поступки, увы, — герой любого времени, в том числе и нашего.

По словам режиссера, «эта пьеса может быть заставит хотя бы на какое-то время задуматься молодых людей и девушек. „Я буду грешить и каяться“, — это просто лозунг жизни целого поколения. Ужасный и страшный, особенно в том контексте, в котором это произносится в пьесе Островского».

Роль Егора Глумова играет как раз представитель молодого поколения, которому, в общем, и посвящает режиссер свой спектакль.

Умный, талантливый молодой человек, Егор Дмитриевич Глумов, утомленный бедностью и неустроенностью, принимает нелегкое решение — ради карьеры податься " в Молчалины" — где-то лестью, где-то угождением, где-то интрижкой с любвеобильной супругой влиятельного туза, где-то подкупом, взятками устроиться на теплое местечко и, конечно же, выгодно жениться. Главная проблема лишь в том, что он очень неглуп, слишком уж тщеславен, «не в меру» горд. Чтобы как-то утешить свое воспалённое самолюбие, Глумов решает вести дневник — дабы отводить душу, издеваясь над тупостью высокопоставленного чиновничества, алчностью или сластолюбием тех, с чьей помощью он намерен ускорить свой подъем по общественной лестнице. И поначалу всё складывает чрезвычайно удачно. Резвясь, играючи, «глумясь» и потешаясь, он довольно быстро движется к намеченной цели, производя даже некий фурор в высшем обществе. Хотя ослепленный фейерверком своих успехов Глумов упускает из виду, что не только он пристально и надменно наблюдает общество, но и общество с любопытством приглядывается к нему. Однажды едкий, саркастичный дневник Глумова случайно попадает в руки одной из самых влиятельных его покровительниц! Что же ждет наглеца? Неминуемая катастрофа? Или…

В определении жанра спектакля режиссер неоднозначен: «Если говорить о том, что это трагедия, то да, это трагедия, это комедия — да, это комедия, это фарс — да, это фарс, это любовная история — нет, это не любовная история. Потому что эти люди именно этого общество лишены любви, и этим, как мне кажется, очень обеднили свою жизнь».

Говоря о времени действия, Сергей Морозов отмечает, что намеренно старался уйти от конкретики: «Мы попытались найти ход, который не переводил бы пьесу в конкретную дату — 1970-ый год или 2012-ый. Нет. Это есть то некое время, потому что история повторяется, проблемы те же самые, и в наше время они приобретают еще большую актуальность, чем даже некоторое время назад. Поэтому и костюмы у нас решены вне времени, вне конкретной исторической эпохи. Жаркий пульс, биение его в этой пьесе позволило нам найти такой необычный музыкальный ход, поэтому пьеса будет называться «Карьера в ритме танго». Действительно, весь спектакль сопровождают страстные мотивы танго, музыка, в свою очередь диктует пластический рисунок. Критики высоко оценили работу актерский ансамбль: в спектакле заняты и народные артисты, и молодая часть труппы театра.

Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» стал участником VI Межрегионального театрального фестиваля им. Николая Рыбакова в Тамбове и получил диплом «За лучший актерский ансамбль». Народного артиста России Николая Горохова премировали «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России», а Народную артистку России Галину Иванову признали лучшей актрисой фестиваля. Исполнитель роли Глумова Александр Аладышев вручили специальный диплом Союза театральных деятелей России «Надежда Союза».

В ролях: Галина Иванова, Андрей Щербинин, Анна Лузгина, Антон Карташов, Игорь Клочков, Михаил Асафов, Александр Аладышев, Лариса Корягина, Николай Горохов, Любовь Гордеева, Ирина Жохова и другие
Режиссер: Сергей Морозов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна