Фестиваль «Пушкину посвящается». Опера «Русалка»
Замысел оперы на сюжет неоконченной драмы Пушкина «Русалка» возник у Александра Сергеевича Даргомыжского в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Даргомыжский очень бережно отнесся к пушкинскому тексту, оставив большую его часть неприкосновенной. Композитором была дописана заключительная сцена гибели Князя.
Премьера оперы состоялась 4 (16) мая 1856 года на сцене Мариинского театра. Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из другого спектакля. После 11 представлений, в 1857 году опера была снята с репертуара. Отношение к «Русалке» было двойственным, но передовая музыкальная критика в лице Александра Серова и Цезаря Кюи с восторгом отнеслась к произведению.
Подлинное признание пришло к «Русалке» лишь после ее возобновления в Мариинском театре в 1865 году. В XIX и XX веках опера успешно ставилась не только в нашей стране, но и за рубежом: в Лондоне, Берлине, Париже, Праге, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Копенгагене, Хельсинки, Монте-Карло и др. Замечательными исполнителями партии Мельника в разное время были Осип Петров и Федор Шаляпин, а партии Князя — Леонид Собинов и Иван Козловский.
До 1990-х годов «Русалка» шла во многих театрах Советского Союза, но позднее «выпала» из репертуара. К сожалению, эта одна из лучших русских опер сегодня исполняется лишь в трех-четырех городах России.