Екклесиаст
«Екклесиаст» — экспериментальная постановка режиссера Руслана Кудашова и хореографа Ирины Ляховской (оба — авторы режиссуры, хореографии, художественного и музыкального оформления). В этом спектакле, несмотря на то, что он входит в репертуар Большого театра кукол, на сцене — только актеры и ни одной куклы, если только не трактовать самого артиста как куклу, на чем настаивал, например, Гордон Крэг. Экспериментальный курс, которых Руслан Кудашев набирал специально для работы в кукольном театре, проходит такую вот постепенную адаптацию, через целую серию дипломных спектаклей, в которых кукол нет, зато много песен, движения, музыки. Это спектакль-импровизация на тему знаменитой книги Ветхого Завета, одного «из наиболее глубоких философских трактатов древности, провоцирующий на поиск смысла бытия в вечном круговороте дней». «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» К чему движется человек? Есть ли смысл в его бесконечном беге? Есть ли покой? Гармония? Свобода? Справедливость? «И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый?» — вопросы из Книги Екклесиаста, которые выносят в эпиграф создатели спектакля.
Выбор материала режиссер объясняет так: ««Екклесиаст» — единственное светское произведение Библии, оно идет от человека, от размышлений ума и плоти. В этом смысле физическое тело, которое мы в спектакле, грубо говоря, эксплуатируем — как нельзя лучше соответствует духу «Екклесиаста». Кроме плоти здесь существует еще и песок — в нем копошатся, он ускользает, от него поднимается пыль… Все вместе создает единую языковую систему, несет смысловые образы книги».
Пространство сцены усыпано кварцевым песком, как это уже было в кукольном спектакле «Потудань», который был номинирован на «Золотую маску» и сразу же сделал Кудашева знаменитым. В «Екклесиасте» песок — и метафора непреходящего времени, и символ человека — песчинки, и собственно песочница, где можно предаться игрищам. Декораций — минимум, их нет почти: штанкет с лампочками, которые в нужный момент зажигаются или гаснут, доски и табуретки.
«Екклесиаст» — первый спектакль, в котором выпускники Мастерской Руслана Кудашева выступают уже в качестве профессиональных актеров. Шестнадцать человек: в этом спектакле они не столько актеры, индивидуальности, каждый сам по себе, — сколько те же песчинки, из которых соткано мироздание, как будто — все еще студенты, одна компания, где еще трудно отделить одного от другого. Главное в этой постановке — язык тела, сочетание пластики, танца, драматической игры; по сути, это уже contemporary dance. А собственно текста — крайне мало, да и тот произносится невнятно, скорее как шумовой эффект.
О том, почему основным выразительным средство спектакля была выбрана пластика, говорит Ирина Ляховская: «Когда человек говорит — это одна ситуация, а когда все слова уже сказаны, человек начинает что-то делать… Действие больше говорит о человеке, чем его слова. Движения — это более подлинное проявление чувств, нежели слово. В движении трудно соврать, как в прикосновении — либо оно есть, либо его нет».
Руслан Кудашов — главный режиссер Большого театра кукол, художественный руководитель театра «Потудань». Обладатель самых престижных отечественных театральных наград. Он — лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит», национальной премии в области театрального искусства для детей и подростков «Арлекин» и многих других. Режиссер-философ, размышляющий в своих работах о вечных категориях: что есть Любовь, Добро, Вера. Его постоянный соавтор хореограф Ирина Ляховская — выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, лауреат Международного Шекспировского фестиваля (Гданьск, Польша), Международного театрального фестиваля «Театральный остров» (Санкт-Петербург) и других. В 2005 она впервые выступила в качестве «режиссера-хореографа» и автора идеи спектакля в работе курса Вениамина Фильштинского «Урок в стиле джаза». Сотрудничает с известными театрами России и зарубежья — Риги, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Ярославля, Петрозаводска и другими. В 2010 поставила спектакль «Без слов» (в соавторстве с Тимофеем Кулябиным, театр «Красный факел»).
Мастерская Руслана Кудашова — курс, набранный при Большом театре кукол совместно с факультетом театра кукол Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (2006-2011). Задача этого проекта заключалась в том, чтобы воспитать универсального артиста, который бы не только овладел разнообразными кукольными системами, но и свободно почувствовал себя в драматических или пластических работах.