Король умирает
«Король умирает» — классическое произведение театра абсурда. Как всякая увлекательная головоломка для чтения, драматургия этого направления трудно скрещивается с театральной сценой. За абсурд брались лучшие театральные таланты, одерживали победу — немногие. Санкт-Петербургский театр «Особняк» специализируется как раз на подобных «сложных» авторах, таких как Камю, Ионеско, Мрожек и Ницше. В эстетском репертуаре каждое название звучит, как вызов зрителям и самим себе.
Постановка «Король умирает» — является визитной карточкой театра. Для трагикомической пьесы о тиране, который стремительно угасает, режиссер Алексей Слюсарчук нашел интересное решение. Он отказался от традиционного прочтения в стилистике психологического театра, а обратил происходящее действо в завораживающий ритуал, в котором важной составляющей становится музыка.
Коллектив «Каменное море» сопровождает действие игрой на экзотических инструментах: хэнге, варгане, поющих чашах, дунчене. Эффект шаманского обряда достигается посредством разнообразной звуковой партитуры. Сыпется песок, напоминая о скоротечности жизни, стучат камушки, завораживающе поет флейта, слышится горловое пение. Зрители сидят по обе стороны от расстеленного сероватого ковра, небольшой зал погружен во тьму. Из сумрака, небытия в двух лучах приглушенного света появляются женские фигуры затянутые в кожаные корсеты: утонченная и резкая Маргарита (Анна Вартаньян) — первая жена короля и босая хрупкая девочка — вторая жена короля Мария (Алиса Олейник).
Первая сцена являет собой противоборство не столько двух женщин, сколько противостояние двух позиций: приятия и неприятия. Маргарита категорична: король умрет, значит, он должен быть к этому готов. Мария всячески открещивается от правды, оберегая от тревожных мыслей себя и супруга.
Хотя любая позиция по сути бессмысленна, потому что король умирает, а к концу спектакля обязательно умрет. Появившись на сцене, монарх узнает печальную новость от бывшей жены. Внешне известие его совсем не огорчает, но внутренняя паника стремительно охватывает забавного властителя в вязаном халате с фалдами.
Интересно, что умирающий король единственный персонаж, который отклоняется от текста автора, постоянно несет отсебятину, отстраняется от своего героя и, кажется, что все время импровизирует, хотя актер Дмитрий Поднозов явно движется в четко заданном рисунке роли.
Обаятельный негодяй, умирающий тиран цепляется за жизнь, как паук, живущий в его покоях, за паутинку. Король умирает, но успевает поругать врача за то, что тот отпустил повара, с которым хотел попрощаться. Оправдывает себя в каждом государственном шаге, несмотря на то, что государство, благодаря его чудовищному правлению разорено и уничтожено. Мысль о конечности всего живого, включая власть и политические течения, присутствующие в тексте Ионеско, интересует режиссера, несмотря на мистическую, инфернальную направленность спектакля. Но более всего его интересует не смерть тирана, а смерть человека. Пошаговый путь становится предметом исследования актеров театра «Особняк».
Отходя от коллизии пьесы Ионеско, актеры время от времени отстраняются от своих героев, произносят фрагменты из книги тибетского монаха Чокьи Нима Ринпоче «Путеводитель по жизни и смерти» в переводе Бориса Гребенщикова, рассказывают о том, как шаманы вводили в транс при обряде инициации, а Мария танцует завораживающий ритуальный танец.
Предсмертная болтовня монарха так же является частью этого мистериального действа, пусть он сыпет забавными байками и анекдотами, обаятельный и симпатичный рассказчик, в контексте спектакля поток его речи звучит, как причет, как заклинание, как ворожба. Он заговаривает зубы публике, как наперсточник.
Перед Дмитрием Поднозовым стоит сложнейшая задача. Актер ломает между своим персонажем и зрителем пресловутую четвертую сцену, общается с публикой как будто от себя, включая своеобразный интерактив. И зритель должен включиться в игру, в процессе которой с ним обсудят философские аспекты, вроде загробной жизни, существовании бога и поиска смысла жизни. Он проникается, сочувствует не придуманному 50 лет назад королю, а реальному человеку, находящемуся от него на расстоянии вытянутой руки.
Потребуется даже некоторое время для понимания, что беседу с тобой ведет не актер, а король, пытающийся заговорить смерть. Этот прием Слюсарчука — один из самых увлекательных аттракционов серьезного, но вместе с тем, не менее увлекательного спектакля «Король умирает».
Переход к трагической развязке приходит неожиданно. Сцена тонет в тумане, из-под колосников на голову монарху сыпется песок. Он остается в одиночестве, с глазу на глаз со смертью, и произносит монолог Генриха IV из Шекспировской хроники под бой барабана. Но скоро крик и пафос сменяется тихой молитвой, обращенной к предкам, король исповедуется и задает мирозданию «гамлетовские» вопросы, но вместо ответов слышит хрустальное пение. Потому что, когда наступает смерть слова заканчиваются.