Здание Минкультуры России
Особняк заложили в середине XVIII в., затем неоднократно перестраивали. Свой современный облик здание приобрело в 1925 г., когда здесь разместилось «Совкино».
История здания
В 1880 году усадьбу приобрел известный русский промышленник, купец 1-й гильдии Георгий Мартынович Лианозов. Его семья владела нефтяными промыслами на Каспии, а сам он получил монополию на поставки черной икры. Благодаря ему этот «русский деликатес» приобрел всемирную известность. Безусловно, предпринимателя больше интересовали не сами постройки усадьбы, а земля, которая уже в те времена у Тверской улицы становилась «золотой». Денег у семьи магната хватало — и по его распоряжению в 1882 году усадебный комплекс был в корне перестроен по проекту архитектора Ивана Павловича Херодинова. Все «лишние» строения снесли, оставив лишь главный флигель, к которому были пристроены два крыла. Фасад тоже изменился — он был украшен в стиле модной в ту эпоху классицизированной эклектики: с псевдоколоннами и многочисленными лепными орнаментами. Вокруг усадьбы появилась кованая ограда. Но здание оставалось невысоким — в два полных этажа. «Вырасти» ему довелось уже после смерти промышленника и при другой власти.
В 1918 году дом захватил Кинофотоотдел Наркомпроса, а в 1925 году здесь решено было разместить Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино». К кинематографу в те годы у советской власти отношение было очень серьезное, и денег на «новое искусство для масс» не жалели. Дом решено было перестроить. Это сделал архитектор Евгений Брокман, который, не меняя стиля постройки, решительно добавил к дому еще два этажа и изящный аттик. В таком виде здание и дошло до наших дней. О последней перестройке свидетельствует и барельеф над верхним этажом здания (на аттике), украсивший дом в 1925 году, когда здесь размещалось «Совкино»: звезда и фигура рабочего с опущенным молотом на фоне киноаппарата, а по сторонам от него — извивы кинопленки. Лепнина сделана, видимо, еще не вполне «перестроившимся» на пролеткультовский лад художником — в ней чудится что-то библейское, и снизу кажется, что полуголый рабочий на фоне Вифлеемской звезды убивает молотком двух змей… Кстати, буквально через год архитектора арестовали за халатность, а еще несколько лет спустя расстреляли.
Здание сегодня
Надо сказать, что на протяжении всего XX столетия жизнь в здании била ключом. До 1925 года по соседству с киноотделом в доме существовали и коммунальные квартиры, в которых жили чиновники нарождающегося пролетарского кино. Перестроенный дом принял в себя учреждения, регулярно менявшие названия («Госкино», «Союзкино»), но в его кабинетах постоянно появлялись люди, без которых немыслима российская культура XX века: Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Александр Серафимович и многие другие. Дом в Малом Гнездниковском оставался цитаделью советского, а затем и российского киноискусства до самого недавнего времени, и лишь в первое десятилетие XXI века вновь сменил владельцев (но не предназначение): теперь по его коридорам каждый день проходят сотрудники Министерства культуры Российской Федерации. И ведь, пожалуй, расположение высокого ведомства в этих стенах кажется вполне логичным: здесь сошлись история (в своем основании это одно из самых старинных зданий Москвы) и дух новаторского творчества.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Смотрите также