Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, возведенный в 1152–1157 гг., является наиболее сохранным сооружением, относящемся к раннему этапу белокаменного зодчества северо-восточной Руси. Являясь современником церкви Бориса и Глеба в Кидекше, совпадая с ней в размерах, строительной технике, собор демонстрирует вариативность стиля, характерного для ростово-суздальской архитектуры при Юрии Долгоруком. Четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным завершением сохранил алтарную часть в виде трех высоких апсид, центральная выделяется размерами, ее ширина и высота соотнесены с размерами центрального нефа. В интерьере в западной части храма располагаются княжеские хоры, опирающиеся на мощные белокаменные своды. Центральное алтарное пространство отделялось белокаменной алтарной преградой, остатки которой были обнаружены во время исследований памятника.
Фасадный декор Спасского собора на первый взгляд кажется скромнее, чем в церкви в Кидекше: отсутствует аркатурный фриз с поребриком в уровне расположения хор, замененный горизонтальным обломом. Однако городчатый фриз в верхней части барабана, а также изысканный, тонко исполненный фриз над традиционными романскими декоративными мотивами — аркатурным поясом и поребриком, расположенные в верхней части апсид, не только опровергают эту точку зрения, но и демонстрируют связь с европейской архитектурой. Строительная техника и декор позволяют предполагать, что мастера, работавшие на Юрия Долгорукого, имели отношение к строительной деятельности Малопольши и Галича.