Площадь трех вокзалов
Комсомольская площадь (до 1932 года Каланчевская) — одна из самых удивительных площадей столицы, именно на ней расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.
Кроме того, в непосредственной близости от площади находится большой транспортный узел — железнодорожная станция Каланчевская. Собственно своим возникновением площадь обязана активному железнодорожному строительству в середине XIX века.
Ленинградский вокзал
А в XVIII веке это место называлось Каланчевским полем. Поле было обширным — от Земляного вала и до Красного пруда. На южной окраине его стояло болото, откуда вытекал ручей, а на северо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланча над деревянным зданием царского путевого дворца Алексея Михайловича, который так и назывался — Каланчевский. Вслед за ним и поле стали называть Каланчевским, а потом и площадь получила то же название.
После постройки в XVIII веке Камер-Коллежского вала эта территория вошла в состав Москвы. По южному краю поля проходила дорога от Мясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во Владимирскую землю, а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранились орудия и проходили учения артиллеристов. Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшая к Земляному валу, так же как и площадь, получила название Каланчевской. Она образовалась, когда в конце XVIII века перевели с Чистых прудов лесной ряд и построили лавки для торговли стройматериалом. Лесной ряд начал исчезать лишь с появлением Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, и улицу начали застраивать жилыми домами.
Архитектурная застройка просторной Каланчевской площади тесно связана со строительством вокзала для железной дороги, которая в 40–50-х годах XIX века должна была соединить Петербург и Москву. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Петербуржско-Московская железная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой.
Проект строительства обоих вокзалов и в Москве, и в Петербурге был поручен придворному архитектору и любимцу императора Николая I Константину Тону, создателю русско-византийского стиля. Тон в то время вел активное строительство в Кремле — Кремлевский дворец, воссоздание колокольни Ивана Великого, Оружейная палата. Он также был автором проекта храма Христа Спасителя. Строить два практически одинаковых вокзала в Москве и Петербурге ему помогал архитектор Рудольф Желязевич.
В Москве Тон разработал архитектурный план Каланчевской площади, согласно которому на ее северной границе планировалось строительство вокзала, с башней с часами и богатым декором, а по бокам должны были расположиться еще два здания с более скромной отделкой — таможня и жилой дом, который так и не построили. Строительство здания вокзала было окончено в 1849 году, а дорогу, которая обошлась бюджету в 67 млн рублей, открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы.
С 1855 года, после смерти императора, и железная дорога, и вокзал стали называться Николаевскими в его честь. Дорогу переименовали в 1923 году, она стала называться Октябрьской, а вскоре переименовали вокзал, уже в Ленинградский.
Когда Россия вступила в период индустриализации, которой способствовало масштабное строительство железных дорог, везде появлялись вокзалы, и рядом с Николаевским вокзалом вскоре появилось еще два.
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троице-Сергиева лавра, был построен рядом с Николаевским примерно десять лет спустя. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на 1-й Мещанской, на месте университетского Ботанического сада. Но университет не согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалы на Каланчевском поле. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 года совершил молебен и освятил вокзал, здание которого было поначалу неприметным.
Позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, и вокзал, вернее его фасад, в 1902 году полностью перестроили. Автором этого, весьма необычного здания был Федор Шехтель, который делал проект для тогдашнего владельца дороги — Саввы Мамонтова, но строил уже для государства (Мамонтов к тому моменту разорился). И если Николаевский вокзал — это однофасадное здание и обход его по периметру не дает новых впечатлений, то Ярославский — это уже всефасадность, многообразие, которое принесла эпоха модерна. Автором проекта вокзала, в котором считывается силуэт русского храма, главный акцент был сделан на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.
Казанский вокзал
И, наконец, последним на Каланчевской площади выстроили вокзал Рязанской дороги, первый участок которой — до Коломны — открыли 20 июля 1862 года. Вокзал так и назвали — Рязанский. Длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой, построил архитектор А.П. Попов, но со временем вокзал оказался тесным. В 1864 году деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. Новое здание было не очень функциональным, и до нашего времени от этой постройки сохранилось лишь ажурное здание веерного депо, построенное в итальянском стиле.
В 1893–1894 годах, когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским. В связи с продлением дороги пассажирский поток значительно возрос, и встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. В правление железной дороги поступило несколько проектов, но все они имели недостатки и были отвергнуты.
В итоге в 1914 году стали строить новый вокзал по проекту архитектора Алексея Щусева, с 1901 года занимавшего должность главного архитектора Святейшего Синода. Новый комплекс Казанского вокзала он строил в романтическом стиле русской версии модерна, в котором работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией казанской башни княжны Сююмбике высотой 73 метра, а еще одну, промежуточную башню украсить оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев. Архитектор внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали, например, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани.
Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Первая мировая война и революции 1917 года самым печальным образом сказались на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала и его отделкой в течение почти 30 лет. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Евгений Лансере. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей. Перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором «уфалей», не гармонирующим с внешним обликом всего сооружения.
С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, которого не было в оригинальном проекте. Это клуб рабочих Казанской железной дороги (КОР), также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине Октябрьской революции. Именно здесь находился стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
На самом деле на Каланчевской площади было не три вокзала — Николаевский, Ярославский, Казанский, а четыре. В 1896 году, вскоре после открытия царской ветки, по которой царские поезда передавали с Николаевской дороги на Смоленский (Белорусский) вокзал, ближайший к Петровскому дворцу, был построен Царский павильон. Теперь это станция Каланчевская на ветке железной дороги, проходящей над площадью по эстакаде. Она соединяет Комсомольскую площадь с другими тремя московскими вокзалами: Белорусским, Курским и Рижским.
Площадь трех вокзалов
В советское время площадь решили соединить с центром города линией метро.
Было построено две станции: радиальная в 1935 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и кольцевая в 1952-м по проекту Щусева, который в ее оформлении вернулся к теме Казанского вокзала. В 1949–1954 годах на площади было возведено высотное здание гостиницы «Ленинградская». Возле здания Ярославского вокзала находится памятник В.И. Ленину, открытый в 1967 году. В районе площади, недалеко от Ленинградского вокзала, есть еще один, менее известный памятник Ленину. Это серебряная скульптура вождя пролетариата, которая стоит на железнодорожных колесах, — один из первых памятников Ленину. Он был воздвигнут рабочими паровозных и вагонных мастерских пятого участка тяги Октябрьской железной дороги 5 ноября 1925 года. Еще один памятник Ильичу в 1975 году был поставлен внутри Ленинградского вокзала.
В 1983 году на Комсомольской площади появилось здание универмага «Московский», ставшего одним из самых крупных магазинов Москвы. В 2000-х годах Комсомольская площадь была реконструирована. В 2003 году на ней был установлен памятник министру путей сообщения России и одному из создателей проекта Николаевской железной дороги П.П. Мельникову. А 1 августа 2013 года перед Казанским вокзалом открыли памятник создателям российских железных дорог работы народного художника России Салавата Щербакова.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Инфографика
Статьи с упоминанием этого места
Смотрите также