«Театральный художник Март Китаев. К 100-летию со дня рождения»

С 10 марта по 26 апреля 2025
16+
Бесплатно

Март Фролович Китаев родился 30 марта 1925 года в селе Зилаир, Республика Башкортостан. Детство и юность прошли в переездах — Оренбург, Магнитогорск. В 1946–1951 годах учился в Государственной Академии художеств Латвийской ССР по специальности художник-живописец.

В 1950-е годы работал в Елгавском театре драмы. Двадцать лет был главным художником Рижского театра юного зрителя (1953-1973), о котором говорил: «ТЮЗ — театр несерьезный, можно пробовать и экспериментировать». Именно там началось творческое сотрудничество с режиссерами А.Я. Шапиро, Н.М. Шейко, П.О. Хомским, продолжавшееся на протяжении многих лет.

В 1974 году Март Фролович получил приглашение на работу главным художником в Ленинградский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина. Главным режиссером театра был И.О. Горбачев, но наиболее запоминающиеся постановки осуществлены совместно с режиссерами А.О. Сагальчиком, Н.М. Шейко. Всего за период с 1971 по 1999 годы художником оформлено 37 спектаклей, в числе которых: «Сказки старого Арбата» А.Н. Арбузова (1971), «Похождения Чичикова, или Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя (1974), «Из записок Лопатина» Ю.П. Германа (1975), «Дети солнца» М. Горького (1976), «Беседы с Сократом» Э.С. Радзинского (1976), «Унтиловск» Л.М. Леонова (1978), «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (1980), «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (1984), «Привидения» Г. Ибсена (1985), «Мать Иисуса» А.М. Володина (1989), «Гамлет» У. Шекспира (1992), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1999) и многие другие.

В 1991 году М.Ф. Китаев переходит в Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева, с которым сотрудничал еще с 1970-х годов. В разное время совместно с З.Я. Корогодским, А.Д. Андреевым и А.А. Праудиным созданы спектакли: «Месс-Менд» М.С. Шагинян (1972), «Остановите Малахова!» В. А. Аграновского (1976), «Вредные советы» Г.Б. Остера (1994), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1994), «Покойный бес» Н.С. Скороход (1997) и многие другие. В течение 30 лет являлся главным художником театра.

Среди его работ в петербургских театрах: «Сизиф и камень» Н.С. Скороход (Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина, 2001), «Танго» С. Мрожека (1987), «Гроза» А.Н. Островского (1991), «Мещанин во дворянстве» Мольера (1989), «Дни Турбиных» М.А. Булгакова (1998), «Касатка» А.К. Толстого (1998) (Молодежный театр на Фонтанке), «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова (Мариинский театр, 1993) и другие.

В московских театрах оформил: «Мещанин во дворянстве» Мольера (Театр им. К.С. Станиславского, 1998), «Последние» М. Горького (Театр под руководством Олега Табакова), «Свой остров», «Доктор Стокман» (Театр «Современник») и другие.

Март Фролович Китаев — один из крупнейших театральных художников страны. Он участвовал в создании более 250 спектаклей не только драматических, но и оперных. Постановки, осуществленные при его участии, стали популярны не только на сценах различных театров Ленинграда–Петербурга и Москвы, но и в Бельгии, Болгарии, Голландии, Эстонии, Латвии, Польши, США, Франции.

Художник работал в разные годы с такими выдающимися режиссерами как: Р.С. Агамирзян, А.Д. Андреев, И.П. Владимиров, Г.Б. Волчек, К.М. Гинкас, А.А. Гончаров, Л.А. Додин, З.Я. Корогодский, М.З. Левитин, А.А. Праудин, С.Я. Спивак, Г.Р. Тростянецкий, Л.Е. Хейфец, П.О. Хомский, А.Я. Шапиро, Н.М. Шейко.

Многолетняя творческая деятельность Марта Китаева отмечена множеством правительственных и профессиональных наград: «Золотая Пушкинская медаль» (1999), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2004), обладатель «Золотой Триги» — Гран-при Международной выставки сценографии и театральной архитектуры «Пражская квадриеннале» (2007), лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» — «За честь и достоинство» (2008).

М.Ф. Китаев — заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965), народный художник РСФСР (1982).

В Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке хранится большая коллекция эскизов Марта Китаева и личный архивный фонд художника: материалы к спектаклям, переписка, фотографии. Все это увидят посетители выставки.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
28 февраля

Сведения предоставлены организацией ГБУК «Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна