Концертная программа «Симфоническая музыка»

14 января 2025
6+
Бесплатно

Анонс

9 августа 1942-го года. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии включен свет, хрусталь люстр сверкает пронзительно и торжественно. Звучит 7-я симфония Шостаковича. Она транслируется из переполненного зала на улицы блокадного Ленинграда и за его пределы; безопасность музыкантов и слушателей обеспечивает огонь артиллерии Ленинградского военного округа… Этот концерт в осажденном городе стал символом подлинного мужества и силы духа.

Легендарная «Ленинградская» симфония прозвучит в Большом концертном зале Пермской филармонии в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. Дирижер — Дмитрий Синьковский.

В программе выступления Оркестра — 7-я симфония Дмитрия Шостаковича и Болеро Мориса Равеля.

7-я симфония, посвященная композитором родному городу, признана величайшей партитурой ХХ века. А само имя Шостаковича для широкой аудитории оказалось навсегда спаяно со «знаменитой ленинградкой», — так назвала симфонию Анна Ахматова.

Первые наброски произведения композитор сделал в городе на Неве еще до войны, а завершил в конце 1941 года уже в Куйбышеве в эвакуации. Там же, 5 марта 1942 года симфонию впервые исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза. Следующие исполнения произошли в Москве, Новосибирске, Лондоне, Нью-Йорке. Но главная премьера была еще впереди…

В том, что Симфония № 7 должна прозвучать в блокадном Ленинграде, убедил всех главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. В июле 1942-го партитура специальным самолетом была доставлена в осажденный город и начались репетиции. Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов, а в оркестре радиокомитета многие из оркестрантов умерли от голода, а способных держать инструменты осталось всего 15 человек. Музыкантов разыскивали и в городе, и на ближайших передовых. С миру по нитке — так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр.

В истории музыки много удивительных событий. Однако, никогда и нигде не случалось ничего столь драматичного и возвышенного, как исполнение 7-ой симфонии Шостаковича в окруженном фашистами Ленинграде.

Карл Ильич Элиасберг вспоминал: «И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».

«Я навсегда сохраню чувство глубочайшей благодарности к вам, восхищение вашей преданностью искусству, вашим артистическим и гражданским подвигом», — писал Шостакович в адрес героического оркестра.

Концертный вечер продолжит самое знаменитое «Болеро».

1928 год. Французский композитор Морис Равель совершает большое турне по США. В Нью-Йорке происходит его встреча с балериной Идой Рубинштейн. Танцовщица составляла тогда достойную конкуренцию Анне Павловой и Наталье Трухановой. Она лично попросила Равеля написать музыку, которая помогла бы ей выразить себя еще ярче. По возвращению с гастролей, Морис принялся за работу. Работалось композитору легко, и пьеса родилась довольно быстро. 22 ноября 1928 года — Парижская Гранд-Опера, декорации Александра Бенуа, хореография Вацлава Нижинского. На сцену в туфлях на каблуках вышла гордая, независимая, страстная женщина Ида Рубинштейн… В этот вечер впервые звучало «Болеро» Мориса Равеля. Постановка прошла с огромным успехом.

Балет озаглавлен по названию популярного испанского танца, исполняемого обычно под аккомпанемент кастаньет. Сам композитор писал: «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн, я сочинил Болеро для оркестра. Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо».

Музыкальная структура произведения необычайно строга: основная мелодия (тема) и аккомпанемент представлены в двух различных секциях, которые повторяются множество раз с постепенно нарастающей интенсивностью. Максимизирован эффект нарастания звука, начиная с тихого, почти медитативного начала и постепенно достигая мощного фортиссимо. Каждый новый вход инструмента прибавляет сложности и интенсивности, в то время как основная мелодия остается неизменной, что создает гипнотический эффект.

Оркестровые приемы Равеля, его композиционный замысел «Болеро» повторил Дмитрий Шостакович в эпизоде «нашествия» 7-ой симфонии. «Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля, — признавался Дмитрий Шостакович, — Пусть упрекают, а я так слышу войну».

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова (ГАСО) — один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 года ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением А. Гаука и Э. Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). С августа 2024 года его художественным руководителем является Филипп Чижевский. В 2005 году коллективу было присвоено имя Е.Ф. Светланова.

Программа

  • Дмитрий Шостакович — Симфония № 7 «Ленинградская»
  • Морис Равель — «Болеро»

В программе возможны изменения.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
Сведения предоставлены организацией МБУК «Чердынская централизованная библиотечная система» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна