Выставка «Витторе Карпаччо. «Две венецианские дамы». Из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»
Живописных работ Витторе Карпаччо в российских музейных собраниях нет, немного их и за пределами Венеции — города, где художник провел почти всю свою жизнь. Эта небольшая работа, написанная приблизительно в 1496–1498 годах, на протяжении многих лет представляет собой загадку для искусствоведов, знатоков иконологии и реставраторов. Учёные написали тысячи страниц, пытаясь объяснить, кто эти таинственные дамы, почему картина выглядит будто обрезанной (в поле зрения лишь половина собаки, в вазе стебель без цветка).
C кем встречается зритель — со знатными матроны или сосватанными благородными девицами, добропорядочными женами, ждущими возвращения супругов, или куртизанками высокого ранга в ожидании клиентов? Случайная находка, сделанная молодым архитектором Андрея Бузири Вичи в Риме в 1944 году, старинная доска с потемневшей живописью, оказалась одной из недостающих частей «Двух венецианских дам». Сцена охоты в венецианской лагуне позволяет отчасти реконструировать пространство, в котором находятся изображённые Карпаччо женщины.