Мир через искусство. А.Куинджи. Христос в Гефсиманском саду.
В 1901 году Куинджи внезапно прервал почти 20-летнее молчание, устроив несколько закрытых домашних показов. Близким знакомым он представил четыре новых произведения. Среди избранных зрителей были художники Илья Репин, Константин Маковский, Михаил Боткин, химик Дмитрий Менделеев с супругой, писательница Екатерина Леткова и архитектор Николай Султанов. Часть работ представляли варианты куинджиевских шедевров — «Вечер на Украине», «Днепр», «Берёзовая роща».
Кто-то мог предположить, что у художника истощилась фантазия и он повторяется, но варианты одного сюжета писали и импрессионисты, передавая неповторимость пейзажа в разное время суток. Кстати, Александр Бенуа считал, что Куинджи сыграл роль русского Клода Моне, «показавшего прелесть самой краски, её вибрирования, её звона».
Но одна картина была написана на совершенно новый, не свойственный для Куинджи сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Критик Иероним Ясинский, посвятивший этому показу статью «Магический сеанс у А.И. Куинджи», писал: «… увидели тёмный густолиственный кедровый и масличный сад на горе Елеонской с яркой тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёплым лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет во всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью дерев и травы и проникающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…»
Товарищи по передвижничеству нередко обращались к библейским сюжетам, но у Куинджи фигура Христа предстаёт именно тем, чем в христианстве является изначально, — самим Светом. И хотя критики часто обвиняли художника в погоне за пустыми эффектами, эта картина — ещё одно свидетельство, что художник придавал свету чуть ли не религиозное значение.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.