Мир через искусство. А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.
Разрыв с передвижниками случился не только из-за скандала с Клодтом. Куинджи говорил, что в любом случае покинул бы товарищество. К 1880 году художник имел собственное представление об искусстве, и оно было далеко от критической оптики передвижников. Уже тогда он всецело увлёкся самой живописью и её возможностями, выходя в своих поисках за рамки реализма. Кроме того, Куинджи был настолько знаменит, а его картины имели такой успех у коллекционеров, что он мог позволить себе лишиться поддержки товарищества и идти своей дорогой. Впрочем, со многими передвижниками он сохранил тёплые отношения и нередко участвовал в дружеских посиделках.
«Лунная ночь на Днепре» стала главным шедевром Куинджи. Показ картины художник превратил в настоящее шоу, которому предшествовала массированная пиар-компания. Ещё до того, как художник закончил свою работу, он приглашал в мастерскую влиятельных в сфере культуры людей — так что молва о новом шедевре пошла задолго до открытия выставки. Один из посетителей — не кто иной, как Иван Сергеевич Тургенев, — даже рассказал о картине великому князю Константину Константиновичу, который купил полотно ещё до вернисажа.
Да и сама выставка превратилась в драматический спектакль. Одну единственную картину показывали в тёмной, задрапированной чёрной тканью комнате. «Лунная ночь» была освещена лишь светом электрической лампы. Зрители пребывали в восторге и недоумении. Все гадали, как мог художник так правдоподобно изобразить лунный свет и дрожание реки. Ходили слухи, что Менделеев помог Куинджи изобрести особые, «лунные» краски. А кто-то подозревал, что картина написана на стекле и подсвечена лампой сзади. Всего же выставку посетили почти 13000 человек — по тем временам немыслимый успех. Секрет «Лунной ночи» был «прост» — Куинджи достаточно изучил оптические законы и применил полученные знания в живописи. Художник играл фактурами: он сочетал густо написанные места с тонкими слоями краски. Свет, попадая на поверхности разной плотности, отражался по-разному, создавая ощущение свечения. Так, пастозно написанные луна и блик на воде максимально отражали электрический свет. А ещё художник оставил в некоторых местах незакрытым подмалёвок — самый нижний слой живописи, что также поддерживало эффект мерцания. Эксперимент с красками тоже имел место. Куинджи использовал новые пигменты — к сожалению, неудачно: ещё при жизни художника картина потемнела, хотя и не потеряла своей «магии».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.