Мир через искусство. А.Куинджи. Березовая роща.
«Куинджи завладел, видимо, солнечным светом, как ни один художник в мире. Художник изобрёл этот свет…» — газеты с восторгом писали о новом полотне Куинджи, которое ошеломило посетителей 7-й передвижной выставки 1879 года. Рядом висели картины других флагманов передвижничества: «Царевна Софья» Репина, «Преферанс» Васнецова, «Осуждённый» Маковского. Однако «Берёзовая роща» ослепляла почти физическим ощущением солнечного света, который и стал главным героем картины. За овладением «световым» эффектом стояли научные штудии Куинджи, над которыми многие посмеивались: он посещал лаборатории химика Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Фёдора Фомича Петрушевского, изучал открытия в области оптики — в общем, экспериментировал. Сам мотив надолго захватывает живописца — «берёзы» встречаются у него и после 1900 года. Искусствовед и художник Игорь Грабарь заметил, что после Куинджи берёзы вошли в моду у молодых живописцев. Кроме того, художник мастерски кадрирует пейзаж — срезает верхушки деревьев, чтобы открыть пространство вдаль, и работает контрастными пятнами цвета, чтобы воссоздать впечатление залитой солнцем рощи.
Седьмая передвижная выставка сыграла большую роль в жизни Архипа Ивановича: это был первый раз, когда художник выставлялся в товариществе в качестве полноправного члена, и он же стал последним. Вскоре вышла статья, в которой неизвестный критик писал, что Куинджи — «однообразный талант, суть живописи которого в особом освещении, которым он часто злоупотребляет». Как потом оказалось, автор статьи — передвижник Михаил Клодт. Архип Иванович потребовал исключить Клодта из товарищества, однако Куинджи не пошли на встречу, и тогда ряды передвижников покинул он сам.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.