Мир через искусство. А.Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе.
«Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пёс, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Всё это как-то щемит за сердце» — так отозвался об этой картине Куинджи писатель и поэт Всеволод Гаршин. К середине 1870-х годов Архип Иванович сблизился с передвижниками и увлёкся демократическими идеями. Тема тяжёлого труда, затронутая в «Чумацком тракте», полностью отвечала «социальной» программе товарищества. Картина была написана по канонам реализма — больше всего передвижники ценили в искусстве «правду жизни». И эта правда была безрадостной. О тяжёлом труде Куинджи знал не понаслышке. Он родился в предместье Мариуполя в семье обрусевшего грека, сапожника, и рано остался сиротой. Работал с малолетства: пас гусей и коров, помогал на стройке, а потом занимался ретушью. Так что южные степи с чумаками (торговцами солью) были хорошо ему знакомы. «Чумацкий тракт» — словно воспоминание художника о детстве. Дом, где он жил в мариупольском предместье Карасу (по-русски Карасёвка), стоял на краю обрыва, с которого открывался пространный вид на долину реки Калки. Можно себе представить, как мальчиком он наблюдал степные просторы с высокого холма.
Несмотря на близость к эстетике передвижников, уже в «Чумацком тракте» появилось то, что выделяло пейзаж Куинджи среди подобных сюжетов, — впечатление бесконечности пространства и особая романтическая поэтика. Сквозь ночную мглу пробивается яркий свет, смягчающий ощущение безнадёжности. В 1875 году «Чумацкий тракт» был показан на 4-й передвижной выставке, и Павел Третьяков приобрёл его в свою коллекцию.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.