Лекция: «История возникновении русского народного инструмента — домра»
Впервые струнные инструменты с грифом в репертуаре древних русичей упоминаются в «Книге драгоценных ожерелий» Ибн Русте начала X века. Автор называет их лютнями и танбурами, но являлись ли эти инструменты домрами, неизвестно. Также струнный грифовый инструмент среди русичей упоминает Аль-Фараби, он описывает его следующим образом: небольшой корпус, узкий гриф с навязанными на нём ладами, двумя-тремя струнами, прикрепляемыми снизу корпуса к специальной ножке и через подставку натянуты на колки. При дворе Софьи Палеолог из Европы в качестве придворных музыкантов завозились лютнисты, что могло повлиять на появление/модификации домры у скоморохов, которые пытались скопировать/модифицировать европейскую лютню.
Наибольшее распространение домра получила в XVI—XVII веках у скоморохов как сольный и ансамблевый инструмент. Именно этим временем датируется большинство упоминаний домры. Самое раннее письменное упоминание домры встречается в «Поучении митрополита Даниила».
Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях, миниатюрах рукописей, изображающих музыкантов царя Давида (были открыты исследователем М.И. Имханицким в середине 1980-х гг.) и на лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями, чуть реже — доморниками и домерщиками. Из дворцовых записей известно, что в начале XVII века в Москве существовал торговый Домерный ряд, специализировавшийся на продаже музыкальных инструментов, самым распространённым, как ясно из названия, была домра.
В то время домра была распространена в Великом княжестве Литовском (современные Украина, Литва, Белоруссия и западная часть России, где официальным языком был западнорусский общий книжный язык для украинского и белорусского языков того времени), и поляками воспринималась как народный (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов). Также считается «казацким» инструментом, как и украинский торбан.
Древнерусская домра, как и современная, представляла собой щипковый инструмент с декой и круглым корпусом, в наличии было от четырёх до шести струн, вероятнее всего, жильных. Она была диатонической (если даже не безладовой), имела до пяти жильных перевязок вокруг шейки грифа в необходимых музыканту позициях. Конструкция до конца не выяснена, домры могли быть как и долблёными, так и склеенными из склёпок. Скорее всего, как и сейчас, процесс изготовления был сложным, и домры изготавливались не самими музыкантами, а ремесленниками. Звук, судя по прорисовкам рук музыкантов при игре, извлекался путём бряцанья указательным пальцем правой руки по всем струнам одновременно или защипыванием струн пальцами правой же руки, мог использоваться плектр-медиатор. Искусствовед, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных и композитор Михаил Имханицкий на основании миниатюр условно выделяет два вида домр: лютневидную (т. н. «басистая большая») с пятью-шестью струнами, крупным корпусом, коротким грифом и отодвигающейся назад головкой, и танбуровидную (т. н. «домришко») с четырьмя струнами, маленьким корпусом, длинным и широким в то же время грифом и прямой головкой. Имханицкий обнаруживает «поразительную схожесть [танбуровидных] домр с современными, имеющими в данном случае не овальный, а круглый корпус и небольшой гриф». Также Имханицкий считает танбуровидную домру более общераспространённым инструмента, с лютневидную — исключительно скоморошьим. Однако Ю.В. Яковлев считает все изображённые в миниатюрах домры лютневидными, да и сам Имханицкий, наряду с предположением существования двух видов домр, также предполагает, что домрой в Московской Руси назывался любой струнно-щипковый грифный инструмент.
Со второй половины XVII века до начала XX века на Среднем и Северном Урале в русских селениях существовал торнабой — компактный восьмиструнный щипковый инструмент, подобный домре и украинской бандуре. Инструмент, судя по описаниям, обладал восемью латунными струнами, три из которых располагались на грифе, а пять — на корпусе инструмента овальной формы. В отличие от обычной домры, у торнабоя струны были металлическими. Шейка грифа имела пять навязных ладов. На Среднем и Северном Урале торнабой был более всего популярен в XVII—XVIII веках. На торнабое, играл легендарный музыкант, сказитель и собиратель былин Кирша Данилов. По легенде, именно наказанный и сосланный в Сибирь скоморох Кирша Данилов и изобрёл инструмент, а будучи к тому же неисправимым матерщинником, включил в название «торнабой» прочтение матерной фразы в обратном порядке. Также возможно происхождение названия от слова «торбан», обозначающего разновидность бандуры, бытовавшую среди запорожских казаков, шляхты и украинских мещан. Ни одного экземпляра торнабоя не сохранилось до наших дней, существует лишь реконструкция, выполненная Э. И. Соколовым[10].
В средневековом Московском Государстве домра была инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить (например, в указании верхотурскому воеводе Рафу Всеволожскому 1649 г. по выполнению царского указа 1648 года в Устюжском и Соль-Вычегодском уездах упоминаются рассмотрения случаев рецидива в Съезжей избе в Верхотурье в присутствии воеводы и подьячего, провинившиеся сурово наказывались, а инструменты разбивались и затем подвергались сожжению). Вместе с исчезновением скоморохов исчезла и домра[11]. Причины исчезновения домры не совсем понятны. Другим инструментом скоморохов были гусли, которые никуда не исчезли. Вполне возможно, домра была более сложна в освоении, нежели другие инструменты, поэтому она прижилась лишь в среде скоморохов. Также возможен вариант боязни владевших игрой на домре быть подвергнутыми наказанию. Достаточно часто в исчезновении домры обвиняют наличие царских указов XVII века, в частности Царскую грамоту 1648 года[12][13]; но сами указы не были направлены против инструмента — домры (в грамоте названа «момра»), а были направлены против исправления нравов и уничтожении суеверий, в число которых входило скоморошество с их, по мнению властей, языческими и кощунственными элементами; кроме того, царские указы действовали только на территории Русского царства и не имели никакой силы на огромных территориях, таких как Левобережная Украина, перешедшая в состав Русского царства согласно Андрусовскому перемирию в 1667 году, и Правобережная Украина, на протяжении XVII века остававшаяся в составе Речи Посполитой. Также указ 1648 г. не действовал на коренные народы Урала и Сибири. С другой же стороны, домрачеи развлекали царя и придворных, служив в Потешной палате. Работа по отбору лучших музыкантов для двора проводилась ещё при Иване Грозном, а самой большой поклонницей домры была жена Михаила Фёдоровича царица Евдокия Лукьяновна, платившая музыкантам большое денежное жалование.
Вполне возможно, что домра могла существовать до начала XVIII века, о чём свидетельствуют жалоба на служащих Александро-Свирского монастыря под Петербургом (помимо домры также упоминается балалайка), датируемая 1719 годом и вышеупомянутые лубки. Некоторые исследователи считают последним упоминанием домры сведения, представленные в сборнике Румянцевского музея 1754 г., однако, как указывает Имханицкий, в нём «лишь цитируется известный памятник XVI столетия Стоглав». Возможно, именно полная переориентация элиты на европейскую культуру и отрыв её от русской народной и уничтожил домру окончательно. Также рассматривается версия о трансформации домры в балалайку, так как изначально она была разновидностью (или другим названием) танбуровидной домры, и лишь с течением времени стала полноценным инструментом, вытеснив домру. Что интересно, задокументированы балалайки круглой и овальной формы.
В XIX веке никто не знал о существовании музыкального инструмента домра. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С.И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, этот реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Реконструкция инструмента обладала круглым корпусом, средней длины грифом, тремя струнами и квартовым строем.
Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику Андреева, пианисту и композитору Николаю Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.
Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем, и называлась она домрой прима. «Прима» получила скрипичный диапазон, имела свой глубокий колористический тембр. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.
Сейчас инструмент пользуется популярностью в России, Украине и Белоруссии и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.