Андрей Рябушкин
29 октября День рождения Андрея Рябушкина (1861–1904) — известного русского художника, живописца, иллюстратора. Рябушкин — мастер исторических картин, воссоздающих московский быт XVII столетия и произведений бытового жанра из деревенской жизни. Большое значение в его творчестве занимают пейзажи и иллюстрации к русским народным былинам. Андрей Рябушкин родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Отец Петр Васильевич и старший брат Федор занимались иконописью. В детстве будущий художник помогал им в работе. В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом, унаследовавшим профессию отца. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Андрей Преображенский. Он увёз юношу в Москву и помог поступить в училище. Его основным преподавателем был Василий Перов. Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище, свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880, Третьяковская галерея). Не окончив училище, после смерти Перова, Рябушкин уехал в Петербург, и в 1882 году поступил в Академию художеств. Большую роль в его профессиональной подготовке сыграл Павел Чистяков. Во время учебы в Академии Рябушкин занимался созданием иллюстраций для популярных в то время журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива». Дипломная работа Рябушкина была посвящена религиозной теме — «Голгофа. Снятие с креста» (1890, Третьяковская галерея). Его лишили Большой золотой медали за эту картину, поскольку он написал ее с большими изменениями утвержденного эскиза.
В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин отправляется в путешествие по старинным городам России: Орел, Тула, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород, Владимир. Он изучал памятники древнерусской архитектуры, росписи, предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Он увлёкся русской историей и русским народным эпосом. Вскоре Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, а в 1901 году переехал в усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому приятелю художнику Василию Беляеву. По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. В 1891 году Рябушкин впервые выставил картину на выставке передвижников: «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891, Русский музей). Путешествия Рябушкина по стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1892 году он пишет картину «Потешные Петра I» (Третьяковская галерея), а в 1893 году — «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (Третьяковская галерея). Оригинальность и своеобразие подхода Рябушкина к исторической теме высоко оценили критики и коллеги художники, в частности, Илья Репин. В 1890-х годах художник писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей).
Интерес к эпохе XVII века выразился у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества. Художнику удалось написать только «Семью купца» (1897, Русский музей). В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен «Русские женщины XVII столетия в Церкви» (Третьяковская галерея). Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. «Русские женщины XVII столетия» и «Семья купца» были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже. Значительная роль в произведениях художника отведена русскому пейзажу. В декоративном решении картины «Зимнее утро» (1903, Музей РАХ) Рябушкин шёл от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году он написал одну из лучших картин «Свадебный поезд в Москве» (Третьяковская галерея). В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и созданию картин на деревенскую тему. В это время им написаны картины «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). В 1903 году у него был диагностирован туберкулёз. Лечение в Швейцарии не помогло. Скончался Андрей Рябушкин 10 мая 1904 года в усадьбе Дидвино Новгородской губернии и был погребён на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах художника был перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.