Андрей Рябушкин

С 30 октября по 10 ноября 2024
6+
Бесплатно

29 октября День рождения Андрея Рябушкина (1861–1904) — известного русского художника, живописца, иллюстратора. Рябушкин — мастер исторических картин, воссоздающих московский быт XVII столетия и произведений бытового жанра из деревенской жизни. Большое значение в его творчестве занимают пейзажи и иллюстрации к русским народным былинам. Андрей Рябушкин родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Отец Петр Васильевич и старший брат Федор занимались иконописью. В детстве будущий художник помогал им в работе. В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом, унаследовавшим профессию отца. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Андрей Преображенский. Он увёз юношу в Москву и помог поступить в училище. Его основным преподавателем был Василий Перов. Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище, свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880, Третьяковская галерея). Не окончив училище, после смерти Перова, Рябушкин уехал в Петербург, и в 1882 году поступил в Академию художеств. Большую роль в его профессиональной подготовке сыграл Павел Чистяков. Во время учебы в Академии Рябушкин занимался созданием иллюстраций для популярных в то время журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива». Дипломная работа Рябушкина была посвящена религиозной теме — «Голгофа. Снятие с креста» (1890, Третьяковская галерея). Его лишили Большой золотой медали за эту картину, поскольку он написал ее с большими изменениями утвержденного эскиза.

В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин отправляется в путешествие по старинным городам России: Орел, Тула, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород, Владимир. Он изучал памятники древнерусской архитектуры, росписи, предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Он увлёкся русской историей и русским народным эпосом. Вскоре Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, а в 1901 году переехал в усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому приятелю художнику Василию Беляеву. По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. В 1891 году Рябушкин впервые выставил картину на выставке передвижников: «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891, Русский музей). Путешествия Рябушкина по стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1892 году он пишет картину «Потешные Петра I» (Третьяковская галерея), а в 1893 году — «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (Третьяковская галерея). Оригинальность и своеобразие подхода Рябушкина к исторической теме высоко оценили критики и коллеги художники, в частности, Илья Репин. В 1890-х годах художник писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей).

Интерес к эпохе XVII века выразился у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества. Художнику удалось написать только «Семью купца» (1897, Русский музей). В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен «Русские женщины XVII столетия в Церкви» (Третьяковская галерея). Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. «Русские женщины XVII столетия» и «Семья купца» были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже. Значительная роль в произведениях художника отведена русскому пейзажу. В декоративном решении картины «Зимнее утро» (1903, Музей РАХ) Рябушкин шёл от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году он написал одну из лучших картин «Свадебный поезд в Москве» (Третьяковская галерея). В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и созданию картин на деревенскую тему. В это время им написаны картины «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). В 1903 году у него был диагностирован туберкулёз. Лечение в Швейцарии не помогло. Скончался Андрей Рябушкин 10 мая 1904 года в усадьбе Дидвино Новгородской губернии и был погребён на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах художника был перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

Расписание
31 октября
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО БГО «Детская художественная школа им. А. П. Рябушкина» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна