Выставка «Борис Лурье. Американский нонконформист»
Борис Лурье, родившийся в Ленинграде в 1924 году и прошедший через нацистские концлагеря в годы войны, в 1950–1960-х присоединился к кругу нью-йоркского авангарда, в котором «решалась судьба американского искусства».
Начав с фигуративной живописи экспрессивного толка и ряда работ в стиле жестовой абстракции, Лурье вскоре испытал разочарование в академизировавшемся абстрактном искусстве, которое успешно встраивалось в систему арт-рынка.
Его произведения — коллажи с использованием низовых материалов — тяготели к поп-арту, преодолевая устремленность абстрактного экспрессионизма к заоблачным универсалиям. Однако если поп-арт работал с политически-злободневным и даже криминально-событийным, избегая погружения в трагическое как непосредственное переживание, Лурье же, будучи носителем опыта выживания в концлагере, нащупывает именно болевые точки: нацистские преступления против человечества, отражение сексуальности в массовом сознании, девальвацию телесного и духовного в обществе потребления.