Шинуазри в европейском фарфоре

С 25 сентября по 24 ноября 2024
Бесплатно

«Шинуазри» или «Ориентализм» — экзотический стиль, которым восхищались аристократы Европы. Шинуазри возник в Европе в конце XVII века. Для него характерны использование традиционных восточных мотивов в декоре и имитация китайских изделий. С французского термин «шинуазри» переводится как «китайщина».

Собрание предметов ориентализма в коллекции декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея насчитывает порядка сорока единиц. Большая часть из этих предметов — фарфор и фаянс. На выставке представлены образцы европейской керамики, прежде всего немецкой и английской. Предметы разные по времени создания — с XVIII до первой четверти XX века. Разные по функциональному назначению — чайные пары, столовая, декоративная посуда. Но главное, что их отличает — уровень понимания и осмысления темы Востока. Восток глазами европейца — какой он?

Фарфор издавна был одним из основных предметов дальневосточного экспорта, а также объектом страстного коллекционирования, объектом весьма дорогим. Секретом его изготовления европейцы стремились овладеть с XVI века, но долгое время — безрезультатно. Так, и в XVIII столетии увлечение коллекционированием предметов из фарфора сопровождалось желанием раскрыть секреты производства «белого золота».

В связи с этим в Европе одна за другой возникали прославившиеся впоследствии мануфактуры: мейсенская, венская, дельфтская. Первые производства ориентировались на дальневосточные образцы, пытались буквально повторить увиденное. 

«Китайщина» для европейцев долгое время ассоциировалась с фарфором Цзиндэжэнь (провинция Цзянси), ставшим с XVI века центром фарфорового производства в Китае. Его казенные мастерские обслуживали в основном двор и высших чиновников. В фарфоре Цзиндэжэнь преобладала роспись кобальтом. Лаконичный синий рисунок на определенное время стал синонимом Востока. На нем базировались первые успехи знаменитых производств Мейсена и Дельфта.

Новая волна интереса к Востоку пришла в XIX веке вместе с историзмом, когда китайский и японский фарфор стали одним из многих художественных источников, питавших творчество европейских мастеров.

Таким образом, европейские мастера проходят сложный путь от первых контактов с диковинами и богатством Востока до осмысления и систематизации визуальных впечатлений. В создаваемых ими произведениях ориентализм начинает восприниматься как сложная и многоуровневая система репрезентаций Востока со стороны Запада.


Расписание
22 ноября
Сведения предоставлены организацией ГАУК ЯО «Ярославский художественный музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна