Выставка «Доспехи Самозванца»

С 14 августа по 10 ноября 2024
от 250 руб.

На выставке, организованной совместно с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи будут представлены части доспеха, принадлежавшего Лжедмитрию I, которым он так и не успел воспользоваться. Подобный комплект, предназначавшийся для парадных выходов и церемоний, изготавливался в те годы достаточно долго, а правление лжецаря длилось менее года.

 

Полное описание: Дмитрий Самозванец, Григорий Отрепьев, царь Дмитрий Иванович, Лжедмитрий I — все это имена одного и того же исторического персонажа, правившего Русским царством в 1605–1606 гг., чье происхождение до сих доподлинно неизвестно. Фактом остается только то, что он выдавал себя за Дмитрия  — сына царя Иоанна IV Грозного, его законного наследника, так и не воцарившегося на российском троне.

В 1870 г. известный коллекционер, камер-юнкер А.П. Базилевский (1830-1899) преподнес императору Александру II, находившемуся на водах в Эмсе, набедренники и оплечья рыцарского доспеха с великолепной художественной отделкой. Эти уникальные предметы были найдены «случайным образом в Париже» хранителем Царскосельского арсенала Е.А. Кеммерером в 1868 г. Он сообщил о них Базилевскому, и тот, приобрел доспехи у антиквара для подарка государю.

Части парадного доспеха состоят из двух наручей (brassards) и двух длинных набедренников (cuissards), каждый из 14 пластин, изготовленных из железа и украшенных травленым и золоченым растительным орнаментом, изображениями воинской арматуры и овальных медальонов с царскими двуглавыми орлами, увенчанными одной открытой короной с пятью концами и крестом (каждый). На груди орлов — щитки с изображениями Георгия Победоносца («ездеца») — московского герба. Прикрытие коленного сгиба (genoullieres) и налокотники (cubitieres) украшены такими же царскими орлами.

Большие оплечья в виде опахала (epaulieres en eventail) с продолжением на спинном прикрытии, декорированы с обеих сторон большими кругами с царским двуглавым орлом того же типа как предыдущее, вокруг которых расположены  по тринадцать маленьких кружков. В верхнем изображен длинный греческий крест, по сторонам которого видны орудия страданий Иисуса Христа, а в других кружках — гербы царств и земель, упоминаемых в царском титуле. На иноземное происхождение мастеров указывает то, что геральдические эмблемы некоторых областей Московского государства, входящие в состав печати и изображающие зверей, переделаны на западноевропейский манер. Так, например, вместо северного оленя изображена дикая коза.

Особыми деталями отделки доспеха являются царские орлы и государственные гербы, которыми он украшен. Аналогичные геральдические эмблемы имеются на лицевой стороне большой царской печати царя Ивана IV Грозного. Сочетание государственного герба с изображением государственной печати, несомненно, указывает на то, что доспех принадлежал одному из русских государей конца XVI — начала XVII в. Единственным монархом, который мог носить подобные латы в начале XVII в., был мнимый сын царя Ивана Грозного — Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I). Первым это предположение высказал хранитель Царскосельского арсенала Е.А. Каммерер. Такой же точки зрения придерживался оружиевед и хранитель эрмитажного собрания оружия Э. Ленц. Дополнительным аргументом в пользу этой атрибуции являются размеры доспеха. Броня была сделана для широкоплечего мужчины среднего или ниже среднего роста худощавого телосложения, что вполне соответствует описаниям современников облика Самозванца.

Тем не менее, Лжедмитрий вряд ли когда-либо надевал это защитное вооружение. На изготовление подобного доспеха требовалось длительное время: мастер должен был получить размеры заказчика, рисунки требуемых изображений на броне (в данном случае оттиск или прорисовку Большой государственной печати Московского государства, гербов и т. д.). Необходимо было время и на то, чтобы доставить доспех заказчику. Как известно, Самозванец царствовал меньше года и вряд ли успел получить заказанный доспех.


Долгое время считалось, что доспех в связи с гибелью Самозванца в Москве 17 мая 1606 г. не был закончен и от него сохранились лишь отдельные детали. Однако известный отечественный оружиевед Л.И. Тарасюк, эмигрировавший в 1972 г. в США и работавший в  Музее Метрополитен в отделе оружия опубликовал информацию о хранящейся в музее при Чикагском институте искусства кирасе (состоящей из нагрудной и наспинной частей) от этого доспеха. Кираса поступила в музей в составе большого собрания оружия и доспехов, принадлежавшего известному американскому миллионеру Джорджу Ф. Хардингу (Младшему).  По-видимому, она была приобретена во время одной из нескольких распродаж арсенала польско-литовских магнатов Радзивиллов. А в 2022 г. в том же собрании был обнаружен шлем от этого доспеха. Таким образом, можно утверждать, что латы успели изготовить в полном комплекте, однако впоследствии они были распроданы по частям. Успел ли надеть их заказчик — одна из наиболее загадочных исторических фигур XVII в., мы сегодня можем только догадываться…

 

Расписание
19 сентября
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна