Выставка «Жили-были двадцать пять солдатиков»
«Жили-были двадцать пять солдатиков» — так начинается знакомая всем с детства сказка датского писателя Г.Х. Андерсена. Для первых её читателей в 1830-х годах оловянные солдатики вполне могли символизировать ветеранов недавних войн, в которых Дания участвовала на стороне Наполеона. Но в Россию в 1812 году в рядах прочих «двунадесяти языков» Великой армии датчане не пришли.
Именно о постигшей Великую армию в России катастрофе в игровой и сатирической форме рассказывает выставка в городском филиале музея-заповедника «Бородинское поле». А показано это через злоключения пришедших в Россию служивых 1-го линейного полка наполеоновской пехоты. Правда, их не двадцать пять, а пятьдесят три — вместе с офицерами, музыкантами и тамбурмажором. Но они разбрелись по разным витринам выставки навстречу своей судьбе. И их уже поджидают русские кавалеристы, пехотинцы, мужики и даже сам Михаил Илларионович Кутузов — глиняные игрушки, в первую очередь, работы можайских мастеров, оригинально сочетающих приёмы различных народных традиций.
Но центральное место на выставке занимают подлинные русские карикатуры периода Отечественной войны 1812 года. В те дни этот жанр под пером и кистью русских мастеров приобрёл невиданную доселе во всём мире лаконичность рисунка, ясность идеи и глубокую метафоричность сатирических образов. Несомненное влияние лубка сближает эти карикатуры с народным искусством.
Главными создателями этого жанра в 1812 году были скульптор И.И. Теребенёв и молодой чиновник, художник-любитель А.Г. Венецианов. Встали на этом фронте на защиту Родины пейзажист И.А. Иванов, портретист И.В. Бугаевский-Благодарный и пока что неизвестные нам мастера. На выставке представлен сатирический рисунок пером, автором которого, возможно, был лично президент Академии художеств А.Н. Оленин. Но большинство карикатур — тиражные гравюры. Перу Теребенёва принадлежит остроумная «Азбука», где на каждую букву русского алфавита подобраны подходящие сатирические стихи. Что только ни происходит с французами и лично с Наполеоном на гравюрах! Все замыслы доселе победоносного императора терпят крушение, а его бравых вояк берут в плен русские мужики, бабка Спиридоновна и даже коза, ведь это слово так созвучно со страшным словом «казак». Конечно, русские казаки, которых так боялись французы в реальности, занимают особое место в сюжетах карикатур. И здесь же, рядом с насмешками над противником — примеры героизма и мужества, проявленного русским народом в те дни.
Тематику карикатур продолжает агитационная посуда. В первую очередь, это подлинная английская керамика тех лет. На кружках и молочниках скачут казаки и претерпевают в далёкой России французы, позволяя сравнить образцы русской карикатуры, использованные английскими мастерами, с рисунками их английских коллег. Их дополняет французский расписной кувшин начала XIX века: голова гусара, пока что пытающегося злорадно усмехаться.
Хотя в то время победа России и её причины не вызывали сомнения ни у кого из участников войны, в дальнейшем начались попытки переоценки тех событий. Их символизирует гравированная плакетка с встающим из гроба Наполеоном, выполненная к перенесению его праха в Париж в 1840 году. Сатирическое противостояние, приобретая особую актуальность в нынешнее непростое время, продолжается: в памятных жетонах к столетию Отечественной войны 1812 года, в рекламной продукции и, конечно, в предметах быта — в первую очередь, в керамике с середины XIX века до работ современных мастеров.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.