Мероприятия по индивидуальному руководству чтением
При внешней простоте использования индивидуальное обслуживание весьма сложно. Оно требует от библиотекаря не только хорошей подготовки в области психологии личности и социальной психологии, но и таких природных личных качеств, как доброжелательность, способность к сочувствию, обаяние и т. п. Конечно, все они должны сочетаться с высоким профессионализмом, квалифицированностью, знанием своего дела.
Библиотекарю необходимо учитывать то, что решения в области руководства чтением не могут быть обязательными, они всегда носят рекомендательный характер.
Одной из специфических особенностей индивидуального обслуживания является участие в этом процессе читателя, т. е. совместное принятие решения. Читатель выступает не пассивным субъектом управляющего воздействия библиотекаря, а активным участником процесса принятия решения.
Вместе с тем было бы неправильно рассматривать принятие решений в руководстве чтением только как реакцию на запрос читателя. В руководстве чтением большое место занимают так называемые инициативные решения, иными словами, рекомендация литературы не по запросу читателя, а по инициативе библиотекаря.
В работе с читателями будет использоваться беседа — наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке:
- беседа при записи в библиотеку (корректировочная беседа);
- беседа при выдаче книг читателю (рекомендательная, тактическая беседа);
- беседа о прочитанном (корректировочная беседа).
Несмотря на стремление пользователя к максимальной свободе при поиске и использовании информации в библиотеке, предпочтение будет отдаваться такой форме индивидуального обслуживания, как индивидуальное плановое чтение. Предполагается активное использование следующих видов индивидуального планового чтения:
- типовые планы чтения, которые создаются в библиотеке на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
- списки литературы типа «Что читать дальше»;
- наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарем на основе рекомендательных пособий составят для себя индивидуальные планы чтения.
В библиотеке есть читатели, плохо ориентирующиеся в фонде. Они останавливаются то у одной полки, то у другой. Чаще всего их внимание привлекает внешний вид книги, ее обложка, заглавие. Этим сможет воспользоваться библиотекарь для проведения индивидуальных консультаций у книжных полок. Назначение такой консультации — привлечь внимание читателя к литературе, которая может представить для него интерес, подсказать путь разыскания нужной книги, помочь осознать характер своих потребностей.
Важная задача консультаций — указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, может быть предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь доходчиво объяснит назначение справочного аппарата книги, предисловия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.