Спектакли «Чудесный мандарин», «Замок герцога Синяя Борода»

С 30 июля 2023 по 29 апреля 2025
16+
от 2400 руб.

Композитора Белу Бартока на обращение к балету вдохновил успех дягилевской труппы, в 1910-е сделавший балет модным и востребованным музыкальным жанром. Однако жутковатый экспрессионистский сюжет, взятый композитором за основу либретто «Чудесного мандарина», препятствовал признанию этого сочинения в 1920-х. Дирекция Будапештской оперы, планировавшая его постановку, испугалась «безнравственности сюжета»; представить публике «Чудесный мандарин» осмелился Кельнский оперный театр в 1926 году, однако и там очень скоро спектакль был снят с репертуара. Музыка балета обрела признание только после смерти композитора: с конца 1940-х в разных театрах мира стали появляться ее хореографические прочтения. Среди их авторов были Флеминг Флиндт, Ролан Пети, Леонид Лавровский, причем последний, готовя спектакль в Большом театре, позволил себе смягчить неприглядную остроту либретто.
Хореограф Юрий Посохов в своей версии «Чудесного мандарина» не отходит от написанного Бартоком. «Чем больше слушаешь эту музыку, тем глубже вникаешь в нее и всегда находишь что-то новое», — говорит хореограф и подчеркивает, что, создавая хореографию, прежде всего, отталкивался от музыки. А перипетии магически-детективного сюжета в его минималистском и зрелищном спектакле оправдывает эмоциональный танец солистов.

«Замок герцога Синяя Борода» — первая и единственная опера Белы Бартока — была написана молодым композитором в 1911 году. На двух подряд оперных конкурсах, состоявшихся в Будапеште в 1911-м и 1912 годах, «Замок» был отвергнут как неисполнимый. Его время пришло чуть позже, премьера состоялась в Будапеште 24 мая 1918 года под управлением дирижера Эгисто Танго.

В основу одноактной оперы положена пьеса Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», в которой жены героя символизируют периоды его жизни: утро — день — вечер — ночь. (Интересное совпадение: именно в тот год, когда Барток работал над «Замком», драматург был удостоен Нобелевской премии). На произведение Бартока оказала сильное влияние другая опера на сюжет Метерлинка — «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. События разворачиваются столь же неторопливо, каждое из них имеет символическое значение, а оркестр столь же богат и красочен.

Главный герой оперы Бартока — заповедный замок, который Синяя Борода показывает молодой жене. За семью дверьми, как за семью печатями, скрыты тайны души хозяина…

Вечный сюжет перенесен на родную для Бартока почву. Либретто Белы Балажа, первоначально предназначавшееся для другого венгерского композитора — Золтана Кодаи, — написано размером традиционных секейских баллад (по преданию, из секеев происходил граф Дракула). Строй музыки, особенно партия главного героя, целиком соответствует неофольклорному строю стиха. Ведь странствия в обществе фонографа с восковыми валиками, а затем обработка записанных таким образом песен — почти единственное, что утешало композитора, когда его музыку считали слишком радикальной, чтобы ее исполнять.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
17 марта

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна