Народное искусство Каргополья

С 25 января 2023 по 1 января 2025
6+
от 50 руб.

Роспись на Каргополье

Одним из интересных явлений народного искусства Каргополья является роспись по дереву, которая достигла наивысшего расцвета в украшении домов и предметов домашнего обихода. Это явление получило массовое распространение со второй половины XIX в.
Собрание Каргопольского музея насчитывает двести шестьдесят предметов, украшенных росписью. Основу коллекции составляют прялки, их в собрании музея более двухсот. Сохранились в собрании музея предметы церковного убранства, декорированные росписью: клиросный аналой, тощая свеча, киоты, тябла и др. Предметы эти датируются XVIII — XIХвв.

Народная живопись на Каргопольской земле — явление яркое и стилистически многогранное, тесно соприкасавшееся с искусством резьбы. Самая ранняя из датированных раскрашенных прялок музейной коллекции относится к 1864 г. Самая же ранняя роспись на прялке коллекции датируется 1872 г., последняя — 1933 г. Роспись, бытовавшая на Каргополье, не выделяется исследователями как отдельная школа, а относится к имевшим распространение на Севере кистевым росписям.

Росписи Каргополья проработаны в живописной манере. Основу композиции кистевых росписей составляет древо (ветвь, букет, произрастающий из горшка или вазона куст). Это не обычное растение. Его изображение сильно стилизовано. Лишь отдельные цветы, прописаны в реалистичной манере. На ветвях разнообразные цветы и плоды, пышные листья. Иногда по обе стороны от вершины сидит пара птиц, а подножию предстоят лев, барс, конь или человек. Порой роспись сопровождается надписями, где указана дата, а на прялках еще и имя владелицы

Народный костюм на Каргополье

Музей обладает достаточно представительной коллекцией вышивки. Только на данной выставке демонстрируется около 150 предметов, выполненных в самых разных техниках шитья. Данная коллекция начала формироваться еще основателем музея Капитоном Григорьевичем Колпаковым. Наиболее ранние образцы, которые можно отнести к первой половине ХIХ века, происходят из его собрания.

Отличительная особенность каргопольской вышивки — сюжетное разнообразие и орнаментальное богатство, использование самых разных приемов шитья. Вышивальщицы владели древним двусторонним швом «роспись», «набором», имитирующим тканые узоры, ажурной строчкой «перевитью», гладью, «тамбуром». Распространенным мотивом каргопольской вышивки является трехчастная композиция, в центре которой — древо или человеческая фигура, иногда двуглавый орел, а по краям предстоят всадники, барсы, птицы Порой узор состоит из отдельных или чередующихся одинаковых фигур. Это могут быть барсы, орлы, всадники, птицы павы с пышным хвостом. Орнаментальным дополнением композиции служит включение вертикальных и горизонтальных полос, состоящих из маленьких птичек.
Геометрический узор вышивки встречается на оплечьях женских каргопольских рубах. Оплечья, по-местному намышники, строились в виде прямоугольника с плотным ковровым узором, края которого чаще всего имели ореол из ряда легких цветов.

В первой половине ХIХ века вышивали в основном на серебристо-белой холстине красной бумагой, так в старину называли хлопчатобумажную нить, с включением цветных шелковых нитей. Чуть позже использовали не только красный, но и синий и желтый цвета К концу ХIХ века с появлением анилиновых красителей в вышивке стала использоваться разноцветная шерстяная нить (гарус), что обогатило цветовую гамму вышивки. С распространением фабричных тканей стали вышивать и по кумачу.

Вышивание — типичное крестьянское занятие. Каждая женщина с детства овладевала таким умением. Золотное же шитье на платках и украшение головных уборов низанием — разновидности вышивки — были промыслом. Только некоторые мастерицы владели такой техникой и выполняли свои работы на заказ.
Наряду с крестьянской вышивкой экспонируются церковные облачения фелони, плащаница, воздух. Отдельные из них датируются XVII веком. Шитье выполнено из шелковых и золотных нитей, пряденого серебра по бархату, шелку, парче. Большинство предметов происходят из городских церквей и монастырей. К собранию К. Г Колпакова принадлежит стихарь.

Настоящая выставка показывает, что каргопольскими мастерицами были созданы великолепные образцы вышивки, которые до сего времени остаются примером высокого художественного вкуса и могут вдохновить наших современников.

Расписание
21 ноября
Сведения предоставлены организацией ГБУК АО «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна