ЕСТЬ ЛИ В ПРАВОСЛАВНОМ ПАНТЕОНЕ СВЯТЫЕ — ПОКРОВИТЕЛИ ЛЮБЯЩИХ, КАК СВЯТОЙ ВАЛЕНТИН?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
ЕСТЬ ЛИ В ПРАВОСЛАВНОМ ПАНТЕОНЕ СВЯТЫЕ — ПОКРОВИТЕЛИ ЛЮБЯЩИХ, КАК СВЯТОЙ ВАЛЕНТИН?
Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
У католиков и православных есть немало «общих» святых, которым традиционно молятся об успешном браке, рождении детей, сохранении и преумножении любви.
Легенда о священнике Валентине, тайно венчавшем влюбленных, официально не имеет отношения к церкви с 1969 года. Ватикан изъял день памяти этого святого из литургического календаря из-за противоречивости и недостоверности сведений о его жизни.

Распространенный вариант жития Петра и Февронии Муромских, известных на Руси покровителей влюбленных, тоже не отличается исторической точностью. Дело в том, что благоверные князь и княгиня почили в 1228 году, а канонизировали их лишь в 1547 году. Более 300 лет история их жизни сохранялась как устное народное предание, обрастая фантастическими деталями из средневекового фольклора. Академик Дмитрий Лихачев даже указывал на сходство «Повести о Петре и Февронии Муромских» и легенды о Тристане и Изольде.

Между тем у католиков и православных есть немало «общих» святых, которым традиционно молятся об успешном браке, рождении детей, сохранении и преумножении любви. Прежде всего, это канонизированные супружеские пары: родители Богородицы святые праведные Иоаким и Анна, родители Иоанна Крестителя праведные Елизавета и Захария, мученики Адриан и Наталия Никомидийские, мученики Хрисанф и Дария Римские. Можно молиться о близких святителю Василию Великому и его родственникам: в этом уникальном семействе пятеро детей, включая самого Василия, а также их матушка Емилия Кесарийская были причислены к лику святых.

Среди небесных покровителей невест числятся святитель Николай Мирликийский и великомученица Екатерина Александрийская. Предание гласит, что Николай Чудотворец помог выдать замуж девиц-бесприданниц, а святая Екатерина отвергла многих знатных женихов, включая императора Максимина, и во сне получила обручальное кольцо от самого Христа. К сюжету мистического обручения святой Екатерины обращались европейские художники — Ханс Мемлинг, Джованни ди Паоло, Паоло Веронезе, Антонис ван Дейк, Хосе де Рибера и многие другие.

Русской православной церковью почитается великомученица Параскева Иконийская (Параскева Пятница), которая, как предполагается, после Крещения Руси частично заместила языческую богиню Макошь и стала покровительницей рукоделия, семьи, деторождения, а в более простой трактовке — свадеб и невест. Также девицы на выданье и их родители молятся блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской. После смерти блаженной Ксении, около 1803 года, распространилась история, как святая спасла некую девушку от брака с беглым каторжником, который выдавал себя за убитого им же полковника. Старица Матрона при своей земной жизни не только исцеляла больных, но и учила тех, кто приходил за советом, как наладить мир в семье или выйти замуж.

С XVIII века иностранные жены российских императоров, принимая православие, получали отчество Федоровна в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Сегодня эта святыня хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в Костроме, верующие обращаются к ней с разными просьбами, в том числе о счастливом браке и детях. Особое предназначение есть у иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет»: перед ней молятся о том, «чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а также о вразумлении при выборе будущего супруга или супруги и при трудностях в семейной жизни».

Классическим наставлением для любящих остается «Гимн любви» из Первого послания к коринфянам апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает».
Легенда о священнике Валентине, тайно венчавшем влюбленных, официально не имеет отношения к церкви с 1969 года. Ватикан изъял день памяти этого святого из литургического календаря из-за противоречивости и недостоверности сведений о его жизни.

Распространенный вариант жития Петра и Февронии Муромских, известных на Руси покровителей влюбленных, тоже не отличается исторической точностью. Дело в том, что благоверные князь и княгиня почили в 1228 году, а канонизировали их лишь в 1547 году. Более 300 лет история их жизни сохранялась как устное народное предание, обрастая фантастическими деталями из средневекового фольклора. Академик Дмитрий Лихачев даже указывал на сходство «Повести о Петре и Февронии Муромских» и легенды о Тристане и Изольде.

Между тем у католиков и православных есть немало «общих» святых, которым традиционно молятся об успешном браке, рождении детей, сохранении и преумножении любви. Прежде всего, это канонизированные супружеские пары: родители Богородицы святые праведные Иоаким и Анна, родители Иоанна Крестителя праведные Елизавета и Захария, мученики Адриан и Наталия Никомидийские, мученики Хрисанф и Дария Римские. Можно молиться о близких святителю Василию Великому и его родственникам: в этом уникальном семействе пятеро детей, включая самого Василия, а также их матушка Емилия Кесарийская были причислены к лику святых.

Среди небесных покровителей невест числятся святитель Николай Мирликийский и великомученица Екатерина Александрийская. Предание гласит, что Николай Чудотворец помог выдать замуж девиц-бесприданниц, а святая Екатерина отвергла многих знатных женихов, включая императора Максимина, и во сне получила обручальное кольцо от самого Христа. К сюжету мистического обручения святой Екатерины обращались европейские художники — Ханс Мемлинг, Джованни ди Паоло, Паоло Веронезе, Антонис ван Дейк, Хосе де Рибера и многие другие.

Русской православной церковью почитается великомученица Параскева Иконийская (Параскева Пятница), которая, как предполагается, после Крещения Руси частично заместила языческую богиню Макошь и стала покровительницей рукоделия, семьи, деторождения, а в более простой трактовке — свадеб и невест. Также девицы на выданье и их родители молятся блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской. После смерти блаженной Ксении, около 1803 года, распространилась история, как святая спасла некую девушку от брака с беглым каторжником, который выдавал себя за убитого им же полковника. Старица Матрона при своей земной жизни не только исцеляла больных, но и учила тех, кто приходил за советом, как наладить мир в семье или выйти замуж.

С XVIII века иностранные жены российских императоров, принимая православие, получали отчество Федоровна в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Сегодня эта святыня хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в Костроме, верующие обращаются к ней с разными просьбами, в том числе о счастливом браке и детях. Особое предназначение есть у иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет»: перед ней молятся о том, «чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а также о вразумлении при выборе будущего супруга или супруги и при трудностях в семейной жизни».

Классическим наставлением для любящих остается «Гимн любви» из Первого послания к коринфянам апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает».
Материалы по теме