ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МОСКВОЙ
ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА
1812 ГОДА?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МОСКВОЙ
ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА 1812 ГОДА?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Ночью российская армия отступила, выведя из города практически всех его жителей.
1 сентября (13-го по новому стилю) 1812 года на военном совете в Филях, который созвал Михаил Кутузов, было принято решение оставить Москву, не давая сражения за город. Кутузов посчитал, что это позволит сохранить армию для будущих военных действий, поскольку «с потерей Москвы не потеряна еще Россия».
1 сентября (13-го по новому стилю) 1812 года на военном совете в Филях, который созвал Михаил Кутузов, было принято решение оставить Москву, не давая сражения за город. Кутузов посчитал, что это позволит сохранить армию для будущих военных действий, поскольку «с потерей Москвы не потеряна еще Россия».
Осмеливаюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защищать город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод, и Брянск, в котором столь же важный литейный двор, и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова, если бы они показали большую деятельность на угрожение правого фланга неприятельского.
Из рапорта Михаила Кутузова Александру I
Кутузов принял решение не просто оставить город, а уничтожить в нем склады боеприпасов и провизии. Главнокомандующий сообщал Александру I, что из Москвы «сокровища, арсенал и все почти имущества как казенные, так и частные вывезены и ни один дворянин в ней не остался».

Ночью российская армия отступила, выведя из города практически всех его жителей, а на следующий же день в город вошли французские войска вместе с самим Наполеоном. В это время в Москве вспыхнул пожар.

Одними из первых загорелись торговые ряды в Китай-городе и здания на Яузской улице и Солянке. Из-за сильного ветра огонь быстро распространился на Покровку, Замоскворечье, Немецкую слободу, современную Таганку, Пречистенку и другие районы. Пожар не прекращался целую неделю.

За это время, по оценкам историка Ивана Катаева, сгорело около 6500 жилых домов (из примерно 9000), приблизительно 8000 лавок, складов и магазинов и 122 храма из 329. Среди этих зданий — Воспитательный дом, Университет, Арбатский театр и многие другие. Сильнее прочих районов пострадали Китай-город и Земляной город: в первом уцелело всего два дома. Наполеон писал:
Ужасный спектакль — море огня, океан пламени. Это был самый великий, самый величественный и самый ужасный спектакль, который я видел за свою жизнь.
На протяжении уже двух столетий существуют разные точки зрения на то, что или кто был причиной такого масштабного возгорания. Некоторые исследователи, в частности военный историк Дмитрий Бутурлин, полагали, что массовые поджоги были инициативой генерал-губернатора Москвы Федора Ростопчина. Главный надзиратель Императорского воспитательного дома в Москве Иван Тутолмин, один из немногих крупных чиновников, оставшихся в городе во время пожара, упоминал, что «зажигателями» были французы, которые бросали «во все дома и церкви зажигательные составы». А историк Сергей Глинка и писатель Лев Толстой считали, что Москва сгорела вследствие случайных обстоятельств.

Но кого бы ни считали виновниками пожара в XIX веке, город следовало восстановить. Зимой 1813 года Александр I дал поручение Ростопчину учредить Комиссию о строении Москвы, которая разместилась в Сверчковых палатах. В комиссию вошли известные архитекторы того времени: Доменико Жилярди, Василий Стасов, Дмитрий Борисов, Осип Бове и другие.

К 1817 году был утвержден Генеральный план, предполагающий не просто восстановление Москвы, а масштабную перестройку города. Кроме того, комиссия создала «образцовые проекты», которые регулировали внешний облик строящихся зданий: их этажность, окрас, декор. Любые изменения в проектах следовало согласовывать. В функции комиссии входили разработка собственных проектов и утверждение сторонних, а также помощь застройщикам.

За первые несколько лет работы комиссии Москву почти полностью восстановили. Район Белого города застроили только каменными зданиями. На месте стен Земляного города проложили новую дорогу — Садовое кольцо. Называется оно так, потому что всем, кто строил здания на этой улице, было приказано разбивать сады на красной линии за свой счет. Тогда же реку Неглинку заключили в коллектор, а над ним устроили Александровский сад. Появились новые площади: Болотная, Воскресенская (современная площадь Революции), Театральная. Последнюю спроектировал Осип Бове, построив здания Большого и Малого театров. Архитектор также реконструировал Красную площадь: вместо деревянных торговых рядов выстроили каменные, а на самой площади появился памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса.

К середине 1820-х годов практически все последствия пожара были устранены, здания — восстановлены или перестроены. Но комиссия продолжала работу до 1843 года.