Вопрос кажется простым и конкретным, но ответ на него неоднозначен. Во-первых, композиторы прежде всего сочиняют музыку, а не дают концерты: это делают исполнители. Если же композитор лично участвует в исполнении музыки (то есть в буквальном смысле дает концерт), то он может это делать или как исполнитель-солист, собственноручно играя на инструменте, или как дирижер. Поэтому мы рассмотрим не только композиторов, но и вообще всех музыкантов академического направления. Во-вторых, в связи с богатой историей нашей страны неминуемо встает вопрос о границах, которые на протяжении последних трех столетий все время менялись, особенно с западной стороны — а ведь именно на западных территориях происходил особенно интенсивный культурный обмен. Если взять, к примеру, Польшу, которая периодически становилась частью Российской империи, то можно ли считать польского музыканта отечественным? И, с другой стороны, если музыкант из
Санкт-Петербурга выступал в Варшаве, то считается ли, что он давал концерт за границей?
Если отвечать на заданный вопрос формально, то, скорее всего, первыми отечественными композиторами, давшими концерты за рубежом, были
Дмитрий Бортнянский (1751–1825) и Максим Березовский (1745–1777). Оба они родились на территории современной Украины, оба обучались в Италии примерно в одно и то же время, оба, вернувшись в Россию, принимали активное участие в столичной музыкальной жизни и прославились, помимо прочего, сочинением партесных концертов (крупных хоровых произведений, которые были по сути адаптацией западноевропейской хоровой музыки под требования православной церкви). Оба композитора, несомненно, выступали на сцене во время обучения в Италии в конце 1760-х годов — и как исполнители, и как дирижеры, в частности руководили исполнением собственных сочинений в итальянском стиле.
Еще одним концертантом из России, прославившим нашу страну за рубежом примерно в те же годы, был легендарный скрипач Иван Хандошкин (1747–1804), также обучавшийся в Италии и уже подростком поражавший очевидцев виртуозностью своей игры.
Несмотря на все это, как они, так и многие другие, менее известные музыканты из России, представляли не столько нашу страну, сколько своих западноевропейских учителей и их музыку. Отечественная музыкальная школа сложилась позднее.
Куда интереснее выяснить, кто из отечественных музыкантов первым покорил зарубежную публику, прославив именно русскую музыкальную школу. С этой точки зрения одной из первых крупных фигур, вышедших из России на мировую музыкальную сцену, стал знаменитый пианист, композитор и музыкально-общественный деятель
Антон Рубинштейн (1829–1894), основатель первой в России
консерватории в Санкт-Петербурге. 14 декабря 1854 года с его сольного концерта в «Гевандхаусе», главном концертном зале Лейпцига, началось триумфальное концертное турне Рубинштейна по всем крупным городам Европы, продолжавшееся несколько лет. С тех пор русская исполнительская школа приобретала все больший авторитет в мире, а в XX веке заняла безусловно лидирующие позиции.