Русское искусство, в отличие от западноевропейского, формировалось под влиянием византийской традиции. Ее иконописные каноны предполагали подчеркнутую бестелесность изображения. Поэтому до XVIII века изображения обнаженной натуры существовали в основном в виде легкомысленных картинок, не претендовавших на художественную ценность.
Изучать и перенимать европейскую художественную систему русские художники начали с открытием в 1757 году Императорской
Академии художеств в
Петербурге.
Поначалу учебное заведение носило другое название — Академия трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры, архитектуры) — и числилось при Московском университете. В результате реформы
Екатерины II Академия стала официальным государственным учреждением. Она давала высшее образование и регламентировала художественную жизнь всей страны. Обучение строилось по европейской модели: сначала ученики рисовали со слепков, потом наступал черед «экорше» — скульптур, показывающих подробное анатомическое строение тела, и, наконец, учащихся допускали до занятий в натурном классе. Мужской натурный класс был открыт при Академии в 1760 году по инициативе скульптора Николя-Франуса Жилле. Натурный женский класс появился гораздо позже: впервые его организовало в 1893 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«Постепенно обнаженная натура превратилась из учебного рисунка в отдельную тему — воплощение прекрасного, — считает Евгения Илюхина, заместитель заведующего отделом графики XVIII — начала ХХ века
Третьяковской галереи. —
У каждого художника в каждый исторический период были свои и задача, и способ повествования, свой определенный акцент на эстетике переживания».
Главными художественными формами XVIII века были картины на исторические, мифологические и религиозные сюжеты. Живописная эстетика предполагала идеализацию человеческой натуры, гармоничность тела и красоту пропорций. Натуральность, реалистичность обнаженного тела были недопустимы, тогда как аллегорическое изображение считалось единственно верным. В числе первых художников, писавших обнаженную натуру, были Петр Соколов («Дедал привязывает крылья Икару», 1777; «Венера и Адонис», 1782, — за эту работу он получил степень академика), Иван Акимов («Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета», 1782). Герои этих картин были изображены в идеализированных, мифологических декорациях — российские пейзажи и интерьеры появились на живописных полотнах гораздо позже, уже в XIX веке.
Карл Брюллов и Александр Иванов совершили прорыв в изображении обнаженной натуры, бросили вызов традициям классицизма. Брюллов осмелился добавить чувственности женским моделям своих картин, представив их более живыми и «настоящими» («Итальянское утро», 1823; «Вирсавия», 1832).
Александр Иванов при работе над масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837–1857) отказался от общепринятого подхода идеализирования тел натурщиков в пользу реалистичного изображения. Как написал скульптор
Иван Мартос в своем письме вице-президенту Академии художеств Петру Чекалевскому в 1813 году:
«Тело есть одеяние чудесное, материя, по разумению художников, сотканная божескими перстами, чему никакая человеческая хитрость подражать не может».