В ЧЕМ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
СКАЗКИ «КОЛОБОК»?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
В ЧЕМ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
СКАЗКИ «КОЛОБОК»?
Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Герои круглой формы в фольклоре часто погибают именно таким образом — скатившись.
«Колобок» — одна из самых известных детских сказок. Сюжет о так называемом «сбежавшем блине» популярен не только в славянском фольклоре. В Великобритании, например, существует похожая история о Джонни-кейке, а в США — о Пряничном человечке. Эти герои тоже убегали от своих создателей, а в конце их съедала лиса.

Сам мотив гибели героя в пасти лисы восходит к древним текстам. Он встречается еще в басне «Заяц и лиса» древнегреческого поэта Эзопа:
«Колобок» — одна из самых известных детских сказок. Сюжет о так называемом «сбежавшем блине» популярен не только в славянском фольклоре. В Великобритании, например, существует похожая история о Джонни-кейке, а в США — о Пряничном человечке. Эти герои тоже убегали от своих создателей, а в конце их съедала лиса.

Сам мотив гибели героя в пасти лисы восходит к древним текстам. Он встречается еще в басне «Заяц и лиса» древнегреческого поэта Эзопа:
Заяц спросил лису: «Вправду ли ты так ловка на поживу, что зовут тебя лиса-добычница?» Лиса отвечала: «Если не веришь, то ступай сюда, я угощу тебя». Заяц послушался, но только он вошел, как сам и достался лисице на обед. И заяц промолвил: «Хоть и плохо мне пришлось, зато узнал я, как тебя зовут: ты не лиса-добычница, а лиса-обманщица».
Скрытый смысл истории о Колобке исследовал филолог Никита Толстой. В 1995 году в журнале «Живая старина» он опубликовал статью «Секрет Колобка». Толстой писал, что главный герой — это магическое существо с двойственной природой. Он одновременно и человек, поскольку обладает сознанием и умеет говорить, и хлеб — старик и старуха испекли его. Магические свойства Колобка усиливаются еще и потому, что он поскребыш. Так называли и хлеб, который пекли из остатков муки, и самого младшего, часто позднего, ребенка. Фольклорист Галина Кабакова в статье «О поскребышах, мизинцах и прочих маменькиных сынках» писала, что славяне верили в волшебные силы таких детей. По поверьям, поскребыши могли противостоять колдунам и ведьмам, останавливать град и вызывать дождь.

По мнению Никиты Толстого, неуязвимым от всех зверей, кроме лисы, Колобка делала еще и песенка. Славист Татьяна Цивьян назвала ее «текстом творения». В песенке излагалась вся жизнь героя — от его создания до встречи с тем или иным животным.
Нехитрая песенка была по сути дела «текстом творения», который, согласно народным представлениям, сам по себе имел магическую оборонительную силу. <...> В славянском фольклоре и в народной ритуальной практике бытовало и до сих пор бытует множество аналогичных текстов, описывающих жизнь-житие и «муки» льна, конопли и жита (хлеба на корню), превращающихся из растений в полотно, холст, испеченный хлеб. Тексты такого рода, как свидетельствуют многочисленные народные повествования и былички, защищают их рассказчика (исполнителя) и его дом от нечистой силы, грозы, грома, смертельной беды и подобных напастей.
Никита Толстой. «Секрет Колобка»
Сербский этнограф Сима Троянович описывал песенку о «жизни» пшеницы, ее превращении в муку. С помощью этого напева крестьяне отгоняли тучи. В карпатской сказке «Черт и хлеб» из сборника Оскара Кольберга хлеб рассказывал черту о своих страданиях: превращении из зерна в муку, из муки в булку. Славяне верили, что весь этот процесс для хлеба мучителен. Но именно из-за своих страданий хлеб обретал магическую силу. Поэтому и в карпатской сказке черт испугался его и отказался от всех злых намерений.

Филологи рассуждали и о гибели Колобка. Татьяна Цивьян писала: «Заранее сформулируем наше объяснение обреченности Колобка, которое может показаться неожиданным: Колобок погиб потому, что скатился, покатился и катился. Этот способ он сам не выбирал: по-другому Колобок передвигаться не мог, потому что был круглым… Итак, роковой оказалась его «круглость», которая обусловила его неустойчивость и, как следствие, «качение».

Герои круглой формы в фольклоре часто погибают именно таким образом — скатившись. Например, персонаж английских детских стихотворений Шалтай-Болтай — человекоподобное яйцо — упал во сне и разбился.

Цивьян уточняла, что у глагола «катиться» есть устойчивое значение — не просто двигаться, но двигаться именно вниз. А это направление у славян ассоциировалось с тьмой, подземным миром, гибелью. Колобок несколько раз пытался изменить свою судьбу — он прыгал. Но герой каждый раз делал неправильный выбор. Сначала Колобок перепрыгнул порог. В фольклоре это место тоже обладало магической силой — выступало границей между безопасным пространством дома и опасным внешним миром, где можно встретить нечистую силу. А затем Колобок запрыгнул лисе сначала на мордочку, а потом на язык. Так герой только ускорил свою гибель.