КАК В СТАРИНУ ГАДАЛИ
НА СВЯТКИ?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
КАК В СТАРИНУ ГАДАЛИ
НА СВЯТКИ?
Отвечает Екатерина Гудкова,
филолог, автор портала «Культура.РФ»
Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.
Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.

Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.
Гадание об урожае
Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.

Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю.

В старину у каждого члена семьи была своя личная ложка. По ним чаще всего и гадали о благополучии родственников. В емкость с кашей на меду и изюме (традиционное поминальное блюдо) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило ее владельцу скорую смерть. На ночь наливали в ложки воду и выставляли на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лед бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие.

В новогоднюю ночь ложились на землю в том месте, где молотят хлеб (оно называлось «ток»), и прислушивались: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство. Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, веселый был разговор или тягостный. Самые смелые ходили подслушивать к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу.
Гадание о замужестве
В балладе Василия Жуковского «Светлана» перечисляются самые известные способы гадания на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие. Пушкинская Татьяна готовилась к этому так:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
Рассказал автор «Евгения Онегина» Александр Пушкин и о том, что значит «топить воск» и как гадали с помощью подблюдных песен:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»...
Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж.

Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало.
Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.

Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.

Гадание об урожае

Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.

Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю.

В старину у каждого члена семьи была своя личная ложка. По ним чаще всего и гадали о благополучии родственников. В емкость с кашей на меду и изюме (традиционное поминальное блюдо) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило ее владельцу скорую смерть. На ночь наливали в ложки воду и выставляли на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лед бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие.

В новогоднюю ночь ложились на землю в том месте, где молотят хлеб (оно называлось «ток»), и прислушивались: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство. Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, веселый был разговор или тягостный. Самые смелые ходили подслушивать к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу.

Гадание о замужестве

В балладе Василия Жуковского «Светлана» перечисляются самые известные способы гадания на женихов:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие. Пушкинская Татьяна готовилась к этому так:

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…

Рассказал автор «Евгения Онегина» Александр Пушкин и о том, что значит «топить воск» и как гадали с помощью подблюдных песен:

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»...

Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж.

Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало.
Материалы по теме