История с
мультфильмом «Ежик в тумане» развивалась следующим образом. Мы с Франческой Ярбусовой — моей женой и художником-постановщиком одновременно — сделали мультипликационный фильм «Лиса и заяц». И когда его показали, в самом начале 1974 года, раздался звонок. Незнакомый мне человек представился:
«Я сказочник Сергей Козлов». И добавил, что он видел наш фильм и хотел бы показать свои сказки. Мы встретились, он принес штук 40 сказок — они действительно были хорошо написаны. Видно было, что талантливый человек. Но если бы там не было «Ежика в тумане», я бы ничего не стал делать.
Сказка изначально была несколько другой: она была написана буквально на одном листочке. Да и от этого листочка в фильм попала ровно половина. А дальше была работа над сценарием, идею которого предложил уже я. Потому что сказка — сказкой, но сценарий — сценарием. И фильм — это совершенно другое искусство. Я предложил Козлову идею о том, что Ежик ходил все время к Медвежонку в гости и однажды заблудился в тумане. Когда он вышел из тумана, он был уже другим. «Другим человеком», как я говорю. И еще важная деталь: когда он блуждал в тумане, он все время слышал крик кого-то, кто его звал. Это был Медвежонок.
Что касается изобразительной части фильма, тут я должен сказать, прежде всего, о Франческе Ярбусовой. Она очень хорошо чувствует природу, знает ее. И она довольно долго билась над Ежиком. Ведь этот мультипликационный персонаж участвует во многих фильмах, но нам нужен был абсолютно другой герой. И сделать его стоило огромных творческих усилий. Хотя, как вы знаете, персонаж очень простой по своему абрису. И в то же время — он отличается от всех мультипликационных ежиков, которые мелькают на экране.
И есть еще один человек, о котором необходимо сказать, — это кинооператор фильма Александр Жуковский. Вообще кинооператорская работа в мультипликации для меня не менее важна, чем в игровом фильме. И я полагаю, что, если бы не Александр Жуковский, фильм был бы совершенно другим. С его стороны это была не просто творческая помощь — тут речь идет о творческом соавторстве. Хотя, когда я рассказал о предполагаемом фильме Александру Борисовичу, он прежде всего меня спросил:
«Ну и как ты предполагаешь сделать туман?» Я ему рассказал технический ход. И он ответил:
«Да, правильно. Я это знал. Мне интересно было, что ты по этому поводу думаешь». Так что в нашем случае было проявлено творческое единство всех участников – режиссера, художника-постановщика и кинооператора.