КАКУЮ МУЗЫКУ
ЛЮБИЛ МАЯКОВСКИЙ?

Отвечает Полина Пендина, автор портала «Культура.РФ»
КАКУЮ МУЗЫКУ
ЛЮБИЛ МАЯКОВСКИЙ?

Отвечает Полина Пендина, автор портала «Культура.РФ»
«Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе».
Владимир Маяковский, «Я сам»
Владимир Маяковский музыку очень любил, но часто писал в дневниках, что «не ему судить», так как разбирался в ней поверхностно.

Однако это было своего рода лукавство: поэт многое знал о различных течениях и жанрах, следил за выходами новых сочинений, общался с современными композиторами. В целом отношение Маяковского к музыке проще понять через призму его отношений с людьми из музыкальной среды.
«С Маяковским мы ходили вдвоем весной 1912 года в консерваторию слушать концерт Собинова, который пел ученикам романсы Чайковского, нюансируя их по всем правилам высшей школы классического искусства. В антрактах костлявая, худая фигура Маяковского, слегка сутулившего плечи, спешила в курительную комнату. Музыку Маяковский любил».
Маруся Бурлюк, «Начало было так далеко…»
Маяковский мог бы писать хорошие рецензии, стать музыкальным критиком. Однако свою точку зрения он не считал истиной в последней инстанции. Так поэт писал в дневниках о Стравинском:
«Не берусь судить. На меня это не производит впечатления. Он числится новатором и возродителем «барокко» одновременно! Мне ближе С. Прокофьев — дозаграничного периода. Прокофьев стремительных, грубых маршей».
Сергея Прокофьева можно назвать любимым композитором Маяковского. Однажды в «Бродячей собаке» молодой Прокофьев играл пьесу «Наваждение». Оказавшийся в кафе поэт нарисовал портрет композитора (увы, не сохранившийся) с подписью: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича». А сам Прокофьев стал счастливым обладателем экземпляра поэмы «Война и мир» с подписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Вторым композитором, с которым Маяковский был тесно знаком, был Дмитрий Шостакович. В начале 1929 года Всеволод Мейерхольд ставил поэму Маяковского «Клоп» и предложил Шостаковичу написать музыку к спектаклю. Композитор ценил поэзию Маяковского и рад был познакомиться с ним лично.
«У меня состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу моей музыки к «Клопу». Первая из них произвела на меня довольно странное впечатление. Маяковский спросил меня: «Вы любите пожарные оркестры?» Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяковский ответил, что он больше любит музыку пожарных и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарников. <…> В последующем разговоре выяснилось, что Маяковский любит музыку, что он с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина».
Дмитрий Шостакович, «Из воспоминаний о Маяковском»
Маяковскому часто импонировала музыка, написанная на его стихи, хотя далеко не всем композиторам удавалось произвести на поэта впечатление. В 1916 году Маяковский, познакомившись с Федором Шаляпиным, сказал ему: «Вот бы написал кто-нибудь музыку на мою трагедию, а вы исполнили». Певец на это иронично заметил: «Вы, как я слышал, в своем деле тоже Шаляпин?»

Однако восторженное отношение к Шаляпину не помешало Маяковскому громче всех критиковать бывшего кумира в 1927 году. Досталось певцу по, казалось бы, ничтожному поводу. Будучи в Париже, Шаляпин выписал чек на 5000 франков для помощи нуждающимся русским беженцам — детям, инвалидам, нищим. Когда об этом узнали в СССР, Шаляпина заклеймили пособником белоэмигрантов. Маяковский незамедлительно откликнулся:
Вернись теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
Я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!

«Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе».

Владимир Маяковский, «Я сам»

Владимир Маяковский музыку очень любил, но часто писал в дневниках, что «не ему судить», так как разбирался в ней поверхностно. Однако это было своего рода лукавство: поэт многое знал о различных течениях и жанрах, следил за выходами новых сочинений, общался с современными композиторами. В целом отношение Маяковского к музыке проще понять через призму его отношений с людьми из музыкальной среды.

«С Маяковским мы ходили вдвоем весной 1912 года в консерваторию слушать концерт Собинова, который пел ученикам романсы Чайковского, нюансируя их по всем правилам высшей школы классического искусства. В антрактах костлявая, худая фигура Маяковского, слегка сутулившего плечи, спешила в курительную комнату. Музыку Маяковский любил».

Маруся Бурлюк, «Начало было так далеко…»

Маяковский мог бы писать хорошие рецензии, стать музыкальным критиком. Однако свою точку зрения он не считал истиной в последней инстанции. Так поэт писал в дневниках о Стравинском:

«Не берусь судить. На меня это не производит впечатления. Он числится новатором и возродителем «барокко» одновременно! Мне ближе С. Прокофьев — дозаграничного периода. Прокофьев стремительных, грубых маршей».

Сергея Прокофьева можно назвать любимым композитором Маяковского. Однажды в «Бродячей собаке» молодой Прокофьев играл пьесу «Наваждение». Оказавшийся в кафе поэт нарисовал портрет композитора (увы, не сохранившийся) с подписью: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича». А сам Прокофьев стал счастливым обладателем экземпляра поэмы «Война и мир» с подписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Вторым композитором, с которым Маяковский был тесно знаком, был Дмитрий Шостакович. В начале 1929 года Всеволод Мейерхольд ставил поэму Маяковского «Клоп» и предложил Шостаковичу написать музыку к спектаклю. Композитор ценил поэзию Маяковского и рад был познакомиться с ним лично.

«У меня состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу моей музыки к «Клопу». Первая из них произвела на меня довольно странное впечатление. Маяковский спросил меня: «Вы любите пожарные оркестры?» Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяковский ответил, что он больше любит музыку пожарных и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарников. <…> В последующем разговоре выяснилось, что Маяковский любит музыку, что он с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина».

Дмитрий Шостакович, «Из воспоминаний о Маяковском»

Маяковскому часто импонировала музыка, написанная на его стихи, хотя далеко не всем композиторам удавалось произвести на поэта впечатление. В 1916 году Маяковский, познакомившись с Федором Шаляпиным, сказал ему: «Вот бы написал кто-нибудь музыку на мою трагедию, а вы исполнили». Певец на это иронично заметил: «Вы, как я слышал, в своем деле тоже Шаляпин?»

Однако восторженное отношение к Шаляпину не помешало Маяковскому громче всех критиковать бывшего кумира в 1927 году. Досталось певцу по, казалось бы, ничтожному поводу. Будучи в Париже, Шаляпин выписал чек на 5000 франков для помощи нуждающимся русским беженцам — детям, инвалидам, нищим. Когда об этом узнали в СССР, Шаляпина заклеймили пособником белоэмигрантов. Маяковский незамедлительно откликнулся:

Вернись теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
Я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!

«Культура.РФ» благодарит за вопрос Семена из города Тольятти.
Материалы по теме