В Западной Европе стиль барокко (в переводе — «причудливый») появился еще в конце XVI — начале XVII века. Этим термином обозначали направление в живописи, литературе, музыке и скульптуре.
В русской культуре ярче всего барокко проявилось в архитектуре. Этот стиль характеризуют сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны, контрастные цвета. В России особенно популярны были красные фасады с белоснежными украшениями.
Переход к русскому барокко наметился еще до эпохи грандиозных реформ Петра I. В 1680-х годах в Москве стали появляться церкви, выделявшиеся на фоне традиционных храмов того времени, в частности церковь Покрова в Филях. Ее отличало наличие типичного для западноевропейской архитектуры ордера — членения фасада здания при помощи колонн. При
Петре I барокко стало набирать обороты. Конечно, в сравнении с более поздними отечественными постройками в этом стиле памятники петровской архитектуры были довольно сдержанными, зато их уже ничто не связывало с византийскими архитектурными традициями, характерными для русского зодчества, — это были всецело европейские здания.
Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кикины палаты в Петербурге — ключевые памятники
петровского барокко. Расцвета этот архитектурный стиль достиг в царствование дочери Петра — Елизаветы. Во время ее правления в Петербурге активно работал лучший барочный архитектор своего времени в России —
Франческо Бартоломео Растрелли. Он построил по-настоящему пышные, богато декорированные дворцы — Зимний в Петербурге, Большой в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе. Во времена Екатерины II барокко постепенно сошло на нет — его сменил модный в то время
классицизм.