ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ
Олицетворением называется литературный прием, с помощью которого автор наделяет что-то неодушевленное признаками живого существа. Этот термин возник в русском языке путем сложения двух слов — «лицо» и «творить».
Еще в древности, в языческие времена, люди наделяли предметы или явления человеческими качествами: так они объясняли все происходящее в окружающем мире. Например, считалось, что грозы и бури происходят, потому что природа разгневана. А древние греки и вовсе представляли явления природы в обликах антропоморфных богов. Так, за солнечные явления отвечал Гелиос, а покровительницей земли считали Гею.

С древнейших времен в языках, в том числе и в русском, остались устойчивые выражения, в которых используется олицетворение. Например, солнце «встает» и «садится».

Олицетворение как литературный прием использовали во все времена. Еще в средневековой поэзии трубадура Гильома де Кабестаня встречаются строки:
...Любовь уже опять
Мной овладеть готова.
В эпоху Возрождения поэты также использовали это средство выразительности, например Пьер де Ронсар:
Природа каждому оружие дала:
Орлу — горбатый клюв
и мощные крыла...
В русской литературе олицетворение встречается не менее часто, например в классицистической «Оде на день рождения императрицы Елисаветы Петровны» Михаила Ломоносова:
...Как горы о Петре рыдали
И понт в брегах своих ревел...
Или у Александра Пушкина в стихотворении «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
К олицетворению прибегали и поэты Серебряного века, например Александр Блок в произведении «Летний вечер»:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Материалы по теме