КРАКЕЛЮ́Р

КРАКЕЛЮ́Р
Кракелюр — это трещины, которые появляются на лаке или красочном слое. Как правило, они возникают на картинах или керамических изделиях от старости. Еще кракелюр образуется из-за перепада температур и неправильного хранения предметов искусства. Он может возникнуть только в одном месте или сразу везде. Иногда на картинах трещины проходят через все слои красочного слоя, а иногда — через один.

Русский термин «кракелюр» — калька французского слова craquelure, которое, в свою очередь, происходит от английского глагола to crackle — «трескаться».

Кракелюр известен с древности. Еще в Средние века пытались создать лаки, которые бы не трескались со временем. Однако оказалось, что полностью избежать подобных трещин — невозможно.

Сегодня эксперты могут по кракелюру определить возраст, место происхождения и автора картины или керамического изделия. Искусствоведы даже выделили специальные критерии, по которым они оценивают трещины. Среди таких параметров — форма, размер, толщина и направление.

Например, на полотне «Увенчание терновым венцом» Иеронима Босха кракелюры отчетливо видно. Их рисунок напоминает квадраты. Лак, которым покрывал свои полотна Босх, быстро впитывался в краску. Поэтому со временем на его картинах появлялись крупные трещины почти на всей поверхности красочного слоя. Подобные трещины характерны почти для всех картин голландских художников XVI–XVII веков: они писали маслом на холсте.

А вот на русских иконах того же времени кракелюр может быть менее заметным. Их писали темперой на левкасе — грунте, который готовили из мела, рыбьего жира и льняного масла. Закрепляли рисунок составом из яичного желтка. Живописный слой на иконах был значительно меньше, чем на картинах голландских художников, а яичный желток засыхал медленно. Это придавало изображению дополнительную прочность, и трещины со временем появлялись куда реже.

Чтобы избавиться от кракелюра на картинах, реставраторы дополнительно укрепляют красочный слой. Затем полотна хранят в особых условиях, поддерживая температуру на уровне 21°C, а влажность — в районе 45–55%.

Иногда кракелюр создают искусственно — чаще всего на керамических изделиях. Такая техника появилась еще в Китае в эпоху династии Сун, в 1170-х годах. В Европе она стала популярна в XVIII веке, когда во Франции изобрели специальный лак для кракелирования. Его наносили между двумя слоями красочного слоя. Пока изделие сохло, лак трескался, и на поверхности предмета появлялся кракелюр.
Материалы по теме