ЭМБЛÉМА

ЭМБЛÉМА
Эмблемой называют условное изображение понятия, которое не существует в физическом виде. Ученые-семиотики относят эмблемы к так называемым неиконическим знакам. Владимир Даль считал эмблемы иносказаниями.
Эмблемы возникли в изобразительном искусстве. От других изображений они отличались тем, что в обобщенном виде представляли широкое значение. Например, гербы можно считать эмблемами. Двуглавый орел олицетворял мощь Российской империи, а серп и молот как орудия труда обозначали союз рабочих и крестьян.

Похожие свойства есть у символов и аллегорий. Эмблемы от них отличаются тем, что сочетают обобщенные и конкретные черты понятия, которое изображают. Так, сердце со стрелой — известная эмблема любви, в которой оба предмета использованы в иносказательном виде.

Само слово «эмблема» появилось в древнегреческом языке, где означало накладное украшение на броне. В Древнем Риме так называли знак легиона или знак отличия, принадлежности к социальному классу. В XV веке такие эмблемы обрели структуру, которая существовала еще несколько столетий. Она состояла из трех частей — условного изображения, короткого девиза и стиха-пояснения.

Эмблемы чаще всего встречались в визуальном искусстве, но их применяли и писатели. В литературе этот прием стал популярен в XVI—XVIII веках, особенно в эпоху барокко, когда в произведениях появлялись олицетворенные Милость, Доброта, Скупость и другие абстрактные понятия. Например, череп шута Йорика в пьесе Шекспира «Гамлет» современники считали эмблемой быстротечности жизни.

В русской литературе эмблемы часто использовал автор второй половины XVIII — начала XIX века Гавриил Державин. Он помещал в финал своих стихов небольшие изображения и добавлял к ним комментарий прозой. Таким поэт хотел видеть свое собрание сочинений.

Эмблемой литературоведы считают и образ лиры в раннем тексте Александра Пушкина:
Bижy: лиpa нaд мoгилoй
Дpeмлeт в cлaдкoй тишинe.
«Гроб Aнaкpeoнa», 1815 год
Полны эмблематических предметов и «Повести Белкина». Самый известный из них — кольцо с мертвой головой в «Барышне-крестьянке», которое носил Алексей Берестов.

Эмблемы часто использовал и Лев Толстой: он интересовался приемами барочной выразительности. Древний дуб, на который смотрел князь Андрей Болконский, литературоведы считали эмблемой.